Акт о капитуляции союзного государства

Али Алиев, Вера Холмогорова
11 января 2007, 20:21

Сегодня Михаил Фрадков и его белорусский коллега Сергей Сидорский должны выработать конкретные предложения по снятию разногласий в белорусско-российских отношениях в рамках единого таможенного союза, в том числе касающиеся поставок и транзита российской нефти, и в пятницу доложить о них президентам обеих стран. Однако в любом случае о планах создания полноценного Союзного государства теперь на долгое время можно забыть.

«Как две страны Союзного государства мы должны вступить в торговлю без изъятий, таможенных пошлин и взаимных претензий», --  такую позицию белорусской стороны объявил накануне переговоров Сергей Сидорский. В переводе с переговорного языка на русский это означает возвращение к положению, которое существовало до введения Россией таможенных пошлин на ввозимую в Белоруссию нефть.

Сохранение лица – момент важный в любых переговорах, но, похоже, белорусский премьер чересчур завысил планку. За минувшую неделю обе стороны конфликта успели наделать столько глупостей, что впору не о лице политиков беспокоиться, а о том, как сохранить хоть какие-то оставшиеся плюсы для граждан двух государств от их союза. А то ведь ретивые российские чиновники могут начать выяснять количество школьников белорусской национальности…

В любой драке всегда виноваты обе стороны. И Москва, предложившая очень выгодные, по ее мнению, для Минска условия соглашения по «Белтрансгазу» и ценам на газ, подписать которое белорусскую делегацию удалось вынудить буквально в последние минуты уходящего года. И Минск, который нашел симметричный ответ и ввел транзитные пошлины на российскую нефть, идущую через территорию Белоруссии в Западную Европу.

Экономические выкладки российского Минфина о фактическом дотировании белорусской экономики в размере 3,5-4 млрд долларов за последние пять лет только за счет отсутствия экспортной пошлины на нефть выглядят безупречно только на первый взгляд. Как и показная наивность Владимира Путина, пытавшего Виктора Христенко, почему в 2001 году, когда Белоруссия в одностороннем порядке вышла из соглашения 1995 года, которое предусматривало синхронные режимы установления экспортной пошлины на нефтепродукты, российское правительство сразу не ввело экспортную пошлину на сырую нефть. Ответ главы Минпромэнерго был откровенным: по его словам, «в значительной степени факт столь длительных переговоров – это также поддержка белорусской экономики, особенно в рамках предвыборной кампании. В какой-то степени это было данью этим обстоятельствам».

То есть главная обида Москвы в том, что Александр Лукашенко явно не хочет платить по счетам за долголетнюю политическую поддержку.  Но загнать «нефтегазовой рукой» белорусского «батьку» в полноценный союз на предложенных Владимиром Путиным четыре года назад условиях вряд ли удастся. Александру Лукашенко совершенно незачем делиться властью с кем бы то ни было, а увеличение количества внешних врагов (реальных и мнимых) ему только на руку – будет на кого сваливать социально-экономические проблемы.

В свою очередь белорусская сторона в нефтегазовой войне стремится видеть причины не просто политические, а российские внутриполитические, связанные с приближающимися в России президентскими выборами. «Нет особенного секрета в том, что у Александра Лукашенко в России, особенно в регионах, достаточно серьезный потенциальный президентский рейтинг, -- отметил "Эксперту Online" Юрий Шевцов, директор белорусского Центра по проблемам европейской интеграции, -- и не стоит исключать того, что все происходящее в отношениях двух стран – есть попытка устранения возможного конкурента».

Доля истины в этом есть -- у «крепкого хозяйственника» Лукашенко в России при случае найдется достаточно сторонников. В конце прошлого года «Эхо Москвы» провело среди своих слушателей опрос, кто, по их мнению, был бы лучшим президентом России – Путин или Лукашенко. И 76% слушателей высказались в пользу Лукашенко. Результат не то что показательный, но весьма забавный.

Довольно сложно, правда, представить себе ситуацию, при которой Лукашенко смог бы составить конкуренцию преемнику Путина в 2008 году. На превращение России и Белоруссии из Союзного государства в единое при помощи референдума уже физически нет времени -- по существующему законодательству организовывать его надо было бы не позднее марта, за год до президентских выборов. Но на внесение изменений в Конституцию и решение всех формальностей времени бы уже не осталось. Вариант с желанием устранить конкурента выглядит, конечно, весьма фантастически, но не стоит совсем сбрасывать его со счетов.

По мнению Юрия Шевцова, от конфликта Белоруссия только выиграла: «Белоруссия устояла, доказав, что мы способны добиваться своего. Экономические потери, конечно, будут, но зато очень серьезен выигрыш политический и региональный». Аналитик отметил, что на фоне конфликта с Россией наблюдается серьезное сближение с Украиной, а также с другими европейскими государствами.

Впрочем, вряд ли Александру Лукашенко стоит всерьез рассчитывать на международную поддержку – уж слишком одиозная у него репутация. И, скорее всего, Запад будет только несказанно рад, если Россия задушит в дружеских нефтегазовых объятьях неугодный ему режим. Зато для заканчивающего свой второй президентский срок Владимира Путина, который, мягко говоря, недолюбливает белорусского «батьку», это станет эффектным «дембельским аккордом».