Сотовый торг

Елена Рыцарева
16 января 2007, 19:34

В 2006 году на российском розничном рынке было продано 29,27 млн сотовых , что на 14% меньше, чем в 2005 году. Такие результаты собственного аналитического исследования обнародовала сегодня компания «Евросеть», крупнейший розничный торговец мобильными телефонами в РФ. Эти данные -- наглядная иллюстрация насыщения российского рынка сотовой связи.

Правда, в денежном выражении объем продаж увеличился на 3% и достиг 5,65 млрд долларов. Просто россияне стали покупать более дорогие телефоны. Пот подсчетам «Евросети», средняя розничная цена сотового телефона, проданного в России в 2006 году, составила 193 доллара, что на 18% выше аналогичного показателя 2005 года.

Большую роль в этом процессе сыграло развитие потребительского кредитования. Средняя стоимость сотового телефона, проданного в России в кредит в 2006 году, составила 263 доллара, а без кредита – 170 долларов. За  2006 год доля выручки от продаж сотовых телефонов в кредит от всех  продаж салонов связи в России составила около 25%, что на 5% выше доли в 2005 году (20%).

Исследователи также отмечают увеличение концентрации цифровой розницы в руках федеральных торговцев. Доля пяти крупнейших ритейлеров на розничном рынке продаж сотовых телефонов на конец 2006 года («Евросеть», «Связной», «Диксис», «Цифроград», «Беталинк») составила 78%. Для сравнения в январе 2006 года она составляла 56%.

Но наиболее скандальными в исследованиях «Евросети» всегда считались данные о количестве пользователей мобильной связью в России. Отличилась «Евросеть» и на этот раз. По ее мнению, сейчас в России реально услугами сотовой связи пользуются всего 70 млн абонентов, тогда как официальная статистика, основанная на числе проданных SIM-карт, показывает совсем другие цифры – 153 млн. Разница больше чем в два раза.

Ни операторы, ни аналитики рынка не согласны с мнением «Евросети», хотя все считают, что цифра в 153 млн явно завышена (напомним, что в России официально живет 145 млн человек). Данные «Вымпелкома», единственной сотовой компании, которая официально публикует количество «активной абонентской базы» (такими компания считает тех, кто совершил хотя бы один звонок в течение последних трех месяцев), явно не укладывается в расчеты «Евросети». На конец третьего квартала в РФ у компании было 47,7 абонентов, из них – 38,8 млн активных и 8,9 – неактивных. Не согласен с торговцем и аналитик ACM Consulting Антон Погребинский. «На мой взгляд, реальное проникновение процентов на 25% меньше номинального, где-то 80%, то есть в России около 115 млн реальных абонентов мобильной связи», -- поделился он своими соображениями с «Экспертом Online».

Еще одна довольно спорная часть исследования «Евросети» -- доли производителей телефонов на российском рынке. Наш рынок сильно отличается от мирового. Если в мире безоговорочно лидирует Nokia (с долей 36--38%), то в России эта финская корпорация с долей 23--27% рынка то теряет, то снова покоряет первое место в суровой борьбе с Motorola и Samsung. Причем, по данным на конец 2006 года, по версии «Евросети», с долей в 25,6% лидером российского рынка была все же Nokia, то, по версии уважаемого агентства MRG, с долей 26% лидером был Samsung (Nokia, по их версии, с 24% рынка оказалась на втором месте). Motorola c долей 15--19%, по версии всех аналитиков, -- третья.

Однако главный сомнительный момент исследования «Евросети» не в этом. По убеждению «Евросети», она, будучи самой крупной розничной сетью в РФ,  может манипулировать рынком мобильных телефонов, снижая и повышая доли вендоров. В начале года у «Евросети» был конфликт с Samsung, и, по версии торговца, доля южнокорейского производителя на всем рынке упала ниже 20%, в конце года «Евросеть» поссорилась с Nokia, и уже ее доля начала падать. По мнению «Эксперта Online», влияние скандалов в «Евросети» на решение покупателя о выборе той или иной модели телефона не столь значительно. Скандалы с одним российским торговцем не могут пересилить магию бренда Nokia. И то, что Nokia потеряла в одном квартале, она доберет в следующем.