В состав Общественной палаты области вошли 45 человек. Из них треть назначена губернатором Валерием Шанцевым, 15 человек – представители общественности муниципальных районов и городских округов, и столько же – представители общественных объединений. Среди членов Общественной палаты – семь глав муниципальных учреждений и шесть руководителей бизнеса. Общественность представляют профсоюзы, Российский союз ветеранов Афганистана, Всероссийское общество инвалидов, творческие союзы. Возглавил палату ректор Нижегородского госуниверситета Роман Стронгин. Срок полномочий первого состава палаты истекает через три года.
Первоначально законодательная инициатива Валерия Шанцева о создании региональной общественной палаты получила в областном Законодательном собрании (ОЗС) поддержку лишь трех депутатских групп из девяти. Депутатов не устроил порядок формирования нового органа, предложенный губернатором. Согласно этому порядку, назначенцы Шанцева должны были избрать следующих 15 членов палаты из представителей муниципальных образований. Местные парламентарии посчитали, что таким образом глава области фактически будет контролировать формирование двух третей состава палаты, так как чиновники выберут тоже чиновников. По оценке коммунистов, которые активнее всех выступали против этого подхода, такая палата станет «органом по связям с общественностью» исполнительной власти. Вместо того чтобы влиять на развитие гражданского общества, она будет формировать общественное мнение в пользу губернатора.
Депутаты сошлись во мнении, что две трети палаты должны представлять общественные организации и объединения, и только одну треть – чиновники. Предложенный ОЗС порядок формирования палаты предусматривал, что назначенные губернатором члены палаты сначала изберут выдвиженцев общественных организаций, а потом вместе будут выбирать членов из состава муниципальных представителей.
По мнению депутата ОЗС Александра Серикова, такой принцип позволил провести в палату несколько больше представителей общественных организаций, чем по губернаторскому варианту. Однако законодатель все равно сомневается, что их роль в палате станет ведущей.
Согласно региональному закону, деятельность нового органа будет направлена на защиту интересов жителей региона, их прав и свобод, прав общественных объединений при реализации государственной политики. Кроме того, Общественная палата будет выполнять функцию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. «Правительству безусловно важно, какое мнение о действиях чиновников будет доносить до населения Общественная палата, -- комментирует Сериков. – Кроме того, это дополнительный инструмент укрепления позиций власти при принятии тех или иных решений. Но чтобы ссылаться при необходимости на "глас народа", исполнительная власть постарается сделать его управляемым».
Эту точку зрения разделяет и политолог Валентина Бузмакова: «Посмотрите на состав палаты – это "совет старейшин", лояльный к губернатору бизнес и чиновники. Нет новых лиц, нет активных людей с независимой гражданской позицией!»
А вот депутат ОЗС единоросс Ольга Носкова уверена, что палата будет действовать независимо только потому, что губернатор не нуждается в подпорках и не будет влиять на позицию нового органа.
Кстати, общественники большой активности при формировании палаты не проявили: по словам заместителя губернатора Сергея Потапова, который курировал эту работу от правительства, из 4,5 тыс. общественных организаций, действующих в регионе, инициативу проявила только сотня. При этом свое недовольство тем, что не прошли в состав палаты, выразили только правозащитники. Остальным, по всей видимости, декоративная площадка «при власти» не интересна.