Тегеран не впустит в страну 38 инспекторов МАГАТЭ, список уже передан руководству Агентства. Об этом сообщил глава парламентской комиссии по национальной безопасности Ирана Алаиддин Боруджерди. Это «первый шаг по ограничению сотрудничества с Агентством», уточнил он. Правда, МАГАТЭ, по-видимому, это не сильно смущает: ожидается, что 23 февраля Агентство представит доклад по иранскому досье.
Шаг из-под контроля МАГАТЭ предпринят ИРИ в ответ на введение санкций СБ ООН за отказ Тегерана приостановить программу по обогащению урана. Напомним, так обидевший Исламскую республику документ СБ ООН предусматривает санкции против военных ядерных программ, но не запрещает поездки чиновников и внешнеэкономическую деятельность предприятий. Строгие меры распространяются на деятельность, связанную с обогащением урана, химическим репроцессингом, проектами, основанными на тяжелой воде, и производством средств доставки ядерного оружия.
Отметим, после принятия 23 декабря резолюции СБ ООН в Высшем совете национальной безопасности ИРИ был создан специальный комитет по пересмотру отношений страны с МАГАТЭ. А в конце 2006 г. иранский парламент одобрил закон, в соответствии с которым правительство должно пересмотреть сотрудничество с этой международной организацией.
Вместе с тем еще два дня назад тот же Алаиддин Боруджерди заявлял о приверженности Ирана сотрудничеству с МАГАТЭ. По его словам, ИРИ заинтересована в мирной ядерной деятельности и соблюдении международных норм, в частности, положений Международного агентства по атомной энергии и Договора о нераспространении ядерного оружия. «Вся ядерная деятельность Исламской республики находится под контролем МАГАТЭ, до сих пор инспекторы Агентства проводят проверки на ядерных объектах Ирана. Все эти шаги свидетельствуют о мирной направленности иранской ядерной программы», -- сказал он в субботу.
За этим последовал ряд выступлений высших властей страны. В воскресенье президент Махмуд Ахмадинеджад заявил, что даже 10 резолюций Совбеза не повлияют на позицию его страны. «Враги полагали, что "красной линией" для Ирана в ситуации вокруг его ядерной программы станет Совет Безопасности ООН, и стремились передать в него "ядерное досье". Пусть они знают, что "красной линией" для нас является сама ядерная энергия», -- подчеркнул он. А духовный лидер аятолла Али Хаменеи предупредил, что «ни один официальный представитель Ирана не имеет права отступить» в ситуации, сложившейся вокруг иранской ядерной программы.