Вон со сцены

Павел Черноморский
22 января 2007, 13:15

Громкий государственный проект имеет все шансы обернуться стыдной историей. Скандал вокруг второй сцены Мариинского театра продолжается. Еще до начала самой стройки государственный заказчик расторг контракт с французским архитектором Домиником Перро, идея которого победила на конкурсе в июне 2003 года.

На пресс-конференции, прошедшей в Санкт-Петербурге 18 января, глава Федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой, курирующий проект Мариинка-2 со стороны государства, заявил, что его не устраивает скорость строительства и низкий профессиональный уровень технического проекта. «У меня складывается впечатление, что архитектурное бюро Доминика Перро замечательно заточено под победу на громких международных конкурсах. С обеспечением же реальной технической работы дела обстоят куда хуже», -- заявил журналистам Швыдкой. Чиновник добавил, что российская сторона не стремится доводить дело до судебного разбирательства, но при необходимости готова ответить на все вопросы господина Перро в суде. «Впрочем, нам нужен не суд, а вторая сцена для театра, и при этом как можно быстрее. При этом Перро может сохранить за собой право общего авторского надзора за проектом». Швыдкой также сказал, что серьезно беспокоится за судьбу всего проекта. Действия бюро Доминика Перро уже сорвали поручение президента Путина открыть вторую сцену Мариинки к весне 2008 года, а теперь ставят под вопрос и новую дату осенью 2009, когда отсутствие второй сцены обернется для Мариинского театра катастрофой.

Напомним, что известный архитектор, глава парижского бюро Dominique Perrault Architecte Доминик Перро ведет проект ГМТ-2 уже более трех лет. До приезда в Санкт-Петербург Перро прославился на Западе как создатель Парижской библиотеки имени Франсуа Миттерана, Дворца юстиции в Люксембурге и Олимпийского велотрека в Берлине. Для мировой архитектуры первой категории Перро – фигура весьма заметная, хотя и не бесспорная. На конкурсе проект Перро (черная мраморная громада, скрытая под металлическим каркасом) обошел таких именитых конкурентов, как Эрик Мосс, Марио Ботта и Ханс Холляйн, хотя и спровоцировал разногласия в архитектурной среде. В мае 2004-го с бюро был заключен официальный договор. Стоимость проекта превышает 240 млн евро, а план, предложенный сотрудниками Доминика Перро, предполагает устройство в новом театральном здании зрительного зала на 2 000 мест, ресторана, магазина и пр. Гонорар архитектора был определен в стандартную для западных мастеров такого уровня сумму в 10% от стоимости всего проекта.

Скандал

Проблемы начались почти сразу же и буквально одна за другой. У француза не было российской проектной лицензии, в результате чего возникли сложности с технической координацией разных составляющих проекта. Перро создал в Санкт-Петербурге филиал «Архитектурного бюро Доминика Перро», но претензии стали предъявлять специалисты Главгосэкспертизы, заявлявшие, что проект недоработан, имеет серьезные нарекания по части вентиляции и пожарной безопасности и «портит архитектурный облик города». Заминки раздражали и руководство Мариинского театра. Его директор Валерий Гергиев раскритиковал и идею Перро устроить на крыше второй сцены ресторан («шум и музыка будут мешать работе оркестра и репетициям»), и планы по устройству подземного паркинга и открытого фойе ГМТ-2, и даже сложности с уборкой снега с крыши театра, которую, согласно Перро, должны будут осуществлять альпинисты. В какой-то момент Перро внес в проект ряд изменений, в частности, уменьшил высоту здания, но в очередной раз получил в Главгосэкспертизе от ворот поворот. Причины были названы прежние – техническое несогласование и низкое качество проектной документации.

Уже летом 2006 года ситуация с ГМТ-2 приобрела все черты грандиозного скандала, в прессе даже прозвучали предположения, что заминки со стройкой могут стоить места ее главному правительственному куратору – Михаилу Швыдкому. Ситуация действительно почти не продвигалась. С одной стороны, Доминик Перро получил из государственного бюджета около десяти миллионов евро гонорара, а город уже провел снос старых зданий в районе прилегающего к Мариинскому театру «Литовского квартала». Проект же все еще буксовал на технической стадии. В наличии имелись лишь пустырь к западу от старой Мариинки, забор и многочисленные картинки проекта из проспектов городского правительства. Чиновники сомневались не только в сроках сдачи театра, но и в том, что Перро уложится в смету, а строительные эксперты Главгосэкспертизы рассчитали, что монолитный каркас спроектированного французом здания просто не выдержит золотого купола, разработкой которого занимались немецкие инженеры.

По слухам, Швыдкой даже провел с французским архитектором закрытую встречу, на которой предложил срочно привлечь к проекту российского соавтора-архитектора, который бы смог более успешно координировать инженерную составляющую. Идея была сразу же отвергнута автором проекта как невозможная и оскорбительная, а скандал даже стоил места бывшему директору ФГУ Андрею Кружилину. Решение о разрыве контракта было и скандальным, и предсказуемым. Его приняли на заседании ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» в присутствии главы ФГУ Валерия Гутовского и вице-губернатора Александра Вахмистрова. Сам Перро отсутствовал. Архитектор сказал, что узнал о встрече слишком поздно и не успел подстроить свои планы.

Инженер вместо звезды

Теперь в условиях аврала запущен новый тендер. Михаил Швыдкой заявил, что итоги нового тендера будут подведены 15 февраля, а Перро будет предложено сохранить за собой лишь общий «авторский надзор» за исполнением проекта. Непосредственно же стройка должна начаться не позже апреля месяца. Французскому бюро никто не запрещает подать документы в очередной раз, тем более что, согласно мнению некоторых экспертов, победителем февральского тендера может стать инженер Алексей Шашкин, возглавляющий в настоящее время петербургский филиал Dominique Perrault Architecte. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко уже заявила, что в целом полностью согласна с решением, принятым государственными кураторами проекта. «Вторая сцена появится точно. И никакой драмы не произошло. 90%, и за ним остаются полномочия по надзору за реализацией проекта, -- пояснила губернатор. -- Разработка проектной документации была оплачена из бюджета РФ и является собственностью России. Мы проявили уже достаточно выдержки и сейчас должны защищать интересы нашей стороны. Бояться исков со стороны Перро не стоит».

Сам Доминик Перро никак не прокомментировал решение о приостановлении контракта. До апогея скандала он высказывался в том смысле, что стройке мешают бюрократические согласования и препоны чиновников, логику действий которых ему не понять, и вроде бы даже назвал петербургскую историю «худшей в своей творческой биографии». 11 января Перро направил в ФГУ письмо, в котором высказал свое недоумение по поводу принятого решения. Впрочем, теперь в прессе архитектор говорит более осторожно. Он, видимо, готов смириться с приходом в проект русского проектного института, способного найти общий язык с представителями инженерной экспертизы. И доводить дело до суда тоже не хочет. «Работа, которую мы сделали, большая, серьезная и профессиональная. С таким проектом в Европе мы могли бы уже начать стройку. И я думаю, что разработка документации не представит никаких сложностей для русского института, которому проще договориться с экспертами», -- заявил Перро в интервью газете «Коммерсант».