Третий в лодке

Москва, 24.01.2007
На российский рынок дальней связи выходит третий игрок – «Голден телеком», готовый составить конкуренцию прежнему монополисту – «Ростелекому» и еще одному недавнему новичку – МТТ. В планах «Голдена» -- завоевать и удержать 20% рынка, в этом ему должны помочь хорошие позиции на рынке местной связи, тысячи обученных продавцов и низкие цены.

«Голден телеком» и прежде оказывал услуги дальней связи, как и многие другие операторы. Но у всех них в лицензии на данный вид услуг была важная оговорка: трафик должен проходить по каналам «Ростелекома», до недавней поры – монополиста рынка междугородней и международной связи. По сути это делало всех тех, кто играл на этом рынке, лишь перепродавцами услуг «Ростелекома». Между тем в результате запущенной в 2004 году либерализации рынка лицензии на дальнюю связь получили 16 компаний, но лишь одна из них в минувшем году реально вышла на рынок – «Межрегиональный транзиттелеком» (МТТ). С февраля 2007 года, когда на рынок выйдет еще и «Голден телеком», таких компаний станет две.

Несмотря на заявленную либерализацию, прорыв на рынок дальней связи дался «Голдену» нелегко. По новым правилам оказания таких услуг сеть оператора должна обладать точками присоединения в каждом из семи федеральных округов, а также иметь техническую возможность оказывать услуги дальней связи любому абоненту фиксированной сети в любом уголке России. Как рассказал Александр Виноградов, президент компании, «Голден телеком» подал заявку на присоединение всем региональным компаниям связи (дочкам холдинга «Связьинвест») еще в сентябре 2005 года, но тотчас же получил отказ, «мол, с законом все неясно, приходите позже». Когда же процесс присоединения пошел, число операторов, с которыми надо было установить подключение, постоянно росло, а «Голден телеком» только и успевал, что строить новые узлы связи – один за другим. «Я был у министра -- и мы договорились, что в какой-то момент это все должно остановиться, потому что процесс подключения мог длиться бесконечно», -- говорит Виноградов. «Компания вовремя успокоилась: если бы "Голден" продолжал жаловаться на то, что его обижают и не дают работать, он завяз бы на годы», -- раскрывает суть событий авторитетный аналитик.

Запуская свою федеральную сеть в эксплуатацию, «Голден телеком» рассчитывает в течение ближайших нескольких лет занять 20% рынка дальней связи. «Если мы возьмем, к примеру, Красноярск, где у нас 33% рынка местной связи, то почему я не должен рассчитывать на такую же долю и на рынке дальней связи?» -- так объясняет амбициозные цели «Голдена» его управляющий директор Жан-Пьер Вандромм. В среднем по России доля «Голден телекома» на рынке местной связи (по доходам) составляет около 14%, сильно различаясь от города к городу: в Москве и Санкт-Петербурге – по 14%, в Новосибирске – 5%, в Самаре – 21%, в Нижнем Новгороде – 23%, в Красноярске – 33%. Несмотря на поздний старт сети и амбициозные планы конкурентов (МТТ рассчитывает на неменьшую долю рынка), Татьяна Толмачева, ведущий консультант iKS-Consulting, полагает, что планы «Голдена» по завоеванию 20% рынка вполне реальны. «Корпоративные пользователи, которые пользуются услугами местной связи от "Голден телекома", при возможности перейдут и на дальнюю связь от него же», -- считает она. Впрочем, «Голден» рассчитывает и на массового абонента. «Мы хотим расширить сферу наших услуг и для домашних пользователей», -- уверяет Вандромм. Но это непросто, отмечает Наталья Аристова, аналитик Comnews Research, «у МТТ, вышедшего на рынок более полугода назад, автоматические коды доступа до сих пор работают с перебоями, а домашние абоненты совсем не образованы в этой сфере». Позвонить по межгороду через сеть МТТ можно, набрав код 8-53 или 8-58, но об этом мало кто знает, кроме того, чтобы поговорить все же с адресатом, часто приходится сначала звонить на узел связи.

Трудностей Вандромм не боится, он уверяет, что у компании уже готов штат отличных «продажников» из 4 тыс. человек, готовых обучать даже самых неопытных пользователей, сеть из 30 тыс. точек дистрибуции и единая система оплаты всех услуг. Чтобы покорить рынок, «Голден» собирается предложить цены ниже конкурентов – на 10% на междугороднюю связь, а скидки на международную – от 10% до 65%. Все это поможет компании в 2010 году заработать 1 млрд долларов от услуг дальней связи, убежден Жан-Пьер Вандромм.

Но не все так однозначно. В мире бешеными темпами развивается сфера IP-телефонии (так называемой voice-over-IP), а у «Голдена» пока нет четкой стратегии в ее отношении. Нет ее и у других серьезных игроков: в России эта сфера, с тех пор как в июле 2006 года были введены новые правила регулирования, отчасти ушла в подполье. Согласно новым правилам, IP-соединением считается только связь между двумя IP-устройствами, а IP-телефония не предполагает ни с одной стороны выхода в обычные телефонные сети. С вводом в действие новых правил десятки динамично растущих карточных операторов оказались вне закона, нелегально работает в России и популярная на Западе программа Skype. Но наиболее продвинутые абоненты уже вкусили прелестей дальней связи в несколько раз дешевле привычного, а процесс просвещения остальных пользователей хоть медленно, но неизбежно идет, хотя бы и подпольно. Поэтому не исключено, что в ближайшие три-четыре года цены на дальнюю связь могут действительно упасть (уже не на 10%), а рынок окажется в руках совсем иных игроков, что уже сейчас происходит в Европе и США.

У партнеров




    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина

    Столица офсетных контрактов

    Новый инструмент промышленной политики — офсетные контракты — помогает Москве снизить расходы на госзакупки и локализовать стратегически важное производство
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вопрос с поставками газа становится в Европе все острее
      Трубопровод Eugal, который продолжит «Северный поток — 2» по Европе, скорее всего будет введен в строй до окончания строительства самого «потока»
    2. Saudi Aramco оценили в 1,7 триллиона долларов
      IPO аравийской нефтяной компании Aramco выходит на финишную прямую.
    3. Саудиты решили не жадничать
      Но инвесторы в Saudi Aramco все равно рискуют
    Реклама