Грядущие выборы обещают быть особенно интересными. Действующий президент страны Жак Ширак, рейтинги популярности которого продолжают падать, вряд ли выдвинет свою кандидатуру. Хотя, согласно конституции своего государства, он имеет право остаться и на третий срок. Несмотря на то что недавно Ширак заявил о своем возможном участии в выборах (причем до этого глава государства ни словом не обмолвился о таком варианте развития событий, и его вроде как сняли со счетов), вряд ли он сможет серьезно изменить расстановку сил – бал правят другие игроки.
Борьба развернулась между кандидатом от Социалистической партии, эпатажной Сеголен Руаяль (которая неформально представляет всех французских «левых») и главой МВД, суровым Николя Саркози. Сильно отставая от вышеназванных претендентов на пост главы государства, в предвыборной гонке участвует и лидер крайне правого Национального фронта Жан-Мари Ле Пен, которому на прошлых выборах удалось сильно потрепать нервы нынешнему президенту.
Очевидно, что кто бы ни возглавил Францию, она уже не будет прежней – слишком уж разные у кандидатов программы. Саркози зарекомендовал себя прежде всего как приверженец жестких мер в отношении иммиграции; именно он делал весьма жесткие заявления о готовности полиции подавить выступления мигрантов, чем вызвал возмущение социалистов, объявивших его чуть ли не фашистом, и любовь граждан, уставших жить в страхе и напряжении. Кроме того, министр также известен как ярый сторонник проамериканской внешней политики, что как раз нравится далеко не всем гражданам французской республики.
В свою очередь программа госпожи Руаяль выполнена в лучших традициях ее партии. Основные акценты программы — вопросы уровня жизни населения, нехватка инвестиций в социальный сектор, развитие инноваций, охрана окружающей среды. В вопросах внешней политики Руаяль более ориентирована на Европу, нежели на США. Мало того, она не раз критиковала политический курс президента Штатов Джорджа Буша.
Хотя до официального старта предвыборной кампании остается около двух месяцев, неофициально кандидаты «пиарятся» уже давно. Причем так уж вышло, что именно в этот раз предвыборная гонка отличается особой скандальностью, которая занимает французскую прессу и французских граждан едва ли не больше, чем программы соперников.
Началось все, собственно, с Сеголен Руаяль, которая произвела фурор уже одним лишь своим выдвижением в кандидаты на пост президента. Как только отшумели аплодисменты и улеглись восторги социалистов, Руаяль оказалась в центре скандала, сделав, таким образом, неплохой подарок противникам. Напомним, во время своей первой поездки по Ближнему Востоку Сеголен Руаяль встретилась с депутатами ливанского парламента. На длительную и пламенную речь одного из представителей «Хезболлы», во время которой он сравнил израильский «нацизм» с гитлеровским «третьим рейхом», а также раскритиковал «безграничное безумие Америки», Руаяль ответила следующее: «Спасибо за откровенность. Я согласна со многими вещами, которые вы сказали, в особенности с вашей оценкой США». Позднее Руаяль объяснит это ошибкой переводчика и сумеет направить поднявшуюся шумиху в другое русло – мол, те, кто распространяет подобные слухи, «не хотят ее победы».
Дальше -- больше. Неожиданно в интернете появилась информация о том, что Руаяль и ее гражданский муж, первый секретарь Соцпартии Франсуа Оллан, создали некоммерческое партнерство, чтобы уклониться от уплаты солидарного налога на состояние. Скандальную новость тут же подхватили многие СМИ, а затем публично высказали некоторые представители правящей партии «Союз за народное движение», кандидатом от которой является Саркози. Руаяль не растерялась и, взяв под руку Оллана, выступила с опровержением, пригрозив подать в суд за распространение недостоверных сведений.
Очередной скандал вокруг Руаяль побудил прочих претендентов на президентское кресло обнародовать сведения о своем имущественном и финансовом положении. Окружение Саркози тут же заверило, что в 2006 году кандидат исправно уплатил все налоги, и пообещало, что в самое ближайшее время кандидат от правящей партии представит подробную декларацию. Не отстал и Ле Пен, готовый опубликовать подробный отчет о своем состоянии при условии, что это сделают его соперники.
Не успел еще опуститься занавес, как начался следующий акт предвыборных скандалов. На сцене вновь появился Франсуа Оллан, который потребовал начать расследование в связи с появившейся в прессе информацией о том, что RG (своего рода тайная политическая полиция) собирает сведения о членах предвыборного штаба Руаяль. Причем все это делается по приказу все того же Саркози. «Необходимо, чтобы господин Саркози не смешивал функции министра внутренних дел со средствами, которые он может использовать в качестве кандидата на президентских выборах. Такое смешение жанров совершенно недопустимо, оно вызывает подозрения и наводит на мысли о разного рода манипуляциях», -- заявил Оллан, и его тут же поддержали остальные лидеры левой оппозиции, выступившие с резкой критикой главы МВД. Который, что неудивительно, всячески отрицает свою причастность к данной истории. Саркози лишь посоветовал Руаяль и Оллану «поберечь свои нервы, а главное – сохранять спокойствие».

Но пока Оллан всячески защищает свою гражданскую жену, она вновь оказывается в центре внимания. На днях, во время встречи с лидером Parti Québécois Андре Буаклером, Руаяль высказалась за независимость Квебека. Необходимо отметить, французы очень трепетно относятся к этому вопросу. Напомним, в 1967 году президент Франции Шарль де Голль, приглашенный на празднование 100-летия независимости Канады, вызвал настоящий политический шторм, когда закончил свою речь с балкона здания муниципалитета Монреаля словами: «Vive le Quebec libre!» («Да здравствует независимый Квебек!»). С тех пор французские политики оставались предельно осторожными в своих высказываниях, подчеркивая, что, хотя дискуссия о независимости Квебека не может оставлять их безучастными, вмешиваться во внутренние дела Канады они не намерены.
Реакция на слова Руаяль оказалась незамедлительной. Премьер-министр Квебека Жан Шаре резко осудил ее позицию, добавив, что когда ее выбрали лидером Социалистической партии Франции, он пригласил ее посетить Квебек, но та отказалась от приглашения. «Насколько мне известно, Сеголен Руаяль никогда не была в Квебеке, -- заявил Жан Шаре. – Более того, мне точно известно, что судьба Квебека будет определена жителями провинции, а не кем-либо еще». Кандидат в президенты поспешила оправдаться, разъяснив, что Франция, конечно же, не вправе диктовать какие-либо условия Квебеку или Канаде в целом. Противники Руаяль вновь возрадовались: очередной пример некомпетентности госпожи Руаяль, очередное очко в пользу Николя Саркози.
Но самой интересной остается позиция избирателей. Хотя, казалось бы, Руаяль приложила максимум усилий, дабы понизить свой рейтинг, этого не происходит. Во всяком случае пока. Согласно регулярно проводящимся во Франции опросам, Саркози и Руаяль не уступают друг другу в популярности.
«Как бы этот поединок ни завершился, -- констатирует газета Le Monde, -- его с огромным интересом ожидает вся страна, поскольку никогда еще не противостояли друг другу столь несовместимые личности, ни в программах, ни во взглядах которых нет ни одной, даже самой малой точки, где они могли бы найти общий язык». Выбор за французами.