Саммит в помощь

Александр Попов
29 января 2007, 14:41

В субботу во Владивостоке под председательством президента страны Владимира Путина прошло совещание, на котором обсуждались вопросы подготовки председательства страны в форуме международной организации «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС).

Напомним, что предложение о проведении саммита в России президент страны озвучил еще в ноябре на аналогичном саммите в Ханое. Формально положительное решение в пользу России пока не принято, но только потому, что руководство АТЭС еще не выбрало кандидата на председательство в 2011 году. По словам главы российского МИДа Сергея Лаврова, «есть основание полагать, что… уже на саммите АТЭС в Австралии в сентябре этого года вопрос будет официально решен. По крайней мере мы к этому ведем дело».

Впрочем, как справедливо заметил Владимир Путин, «так же, как и в случае нашей заявки на проведение Олимпийских игр в Сочи в 2014 году, -- будет здесь АТЭС, не будет здесь АТЭС, -- нам, если мы хотим развивать Дальний Восток, Владивосток и Приморский край, одними разговорами не обойтись. Нужно вкладывать деньги, ресурсы надо вкладывать, и ресурсы серьезные. Поэтому в любом случае вложенные средства не пропадут. Вопрос только в том, куда вкладывать, как вкладывать и что потом мы будем иметь от этих вложений, что государство будет иметь и что люди, которые здесь живут, будут иметь».

На призыв президента тут же откликнулся глава Приморского края Сергей Дарькин. Как следует из его выступления, текст которого опубликован на официальном сайте Владимира Путина, в Приморье намечена реализация масштабных инвестиционных проектов.

Во-первых, большие вложения планируются в создание на Тихоокеанском побережье России конкурентоспособной транспортной инфраструктуры. В порту «Восточный» будет создана особая портовая зона (если соответствующие поправки в федеральный закон все-таки пройдут согласование в Минфине), а на побережье будут построены специализированные порты с использованием механизма концессии. Для решения этой задачи в ФЦП «Дальний Восток – Забайкалье» уже заложено более 70 млрд рублей. По оценкам приморской администрации, при реализации этих проектов перевалка грузов экспортно-импортного назначения к 2020 году вырастет до 200 млн тонн.

Во-вторых, Приморский край должен стать базой формирования нового промышленно-экономического центра России, продукция которого будет ориентирована на рынки АТР. В рамках этого проекта планируется строительство атомной электростанции в крае, при которой будет создан алюминиевый завод. На базе строящегося нефтепровода и газопровода планируется возвести нефтеперерабатывающий завод и комплекс нефтехимических производств, завод сжиженного газа и т. д. Общий объем инвестиций в строительство промышленных объектов к 2020 году превышает 2 трлн рублей. По оценке Сергея Дарькина, большую часть этой суммы составят частные вложения, за исключением строительства атомной электростанции. За счет реализации всех этих проектов валовой региональный продукт края к 2020 году вырастет в 6,6 раза.

В-третьих, для кадрового обеспечения намеченных планов приморский губернатор предложил создать на базе вузов Приморского края Тихоокеанский федеральный университет на 100 тыс. студентов. Напомним, что пока в России создано только два федеральных университета – Южный (в Ростове-на-Дону) и Сибирский (в Красноярске). Каждый из них в течение ближайших трех лет получит из бюджета страны 15 млрд рублей на развитие.

Понятно, что катализатором развития региона приморский губернатор видит саммит АТЭС. Что правильно – практика использования солидных поводов для проведения масштабных преобразований в том или ином регионе подтвердила свою успешность за многие годы. Вспомните, сколько средств было вложено в подготовку Москвы к 850-летию, Санкт-Петербурга – к 300-летию и саммиту «Большой Восьмерки». Да и другим городам повезло не меньше. Например, 400-летие Томска (2004 год) и проведение в нем Российско-Германского саммита (2006 год) помогли этому небольшому сибирскому городу существенно улучшить свой внешний вид. А 1000-летие Казани в 2005 году (кстати, организованное нынешним дальневосточным полпредом Камилем Исхаковым, в то время работавшем мэром татарской столицы) обернулось не только масштабными вложениями в городскую инфраструктуру, но и запуском первого в современной России метрополитена (все остальные действующие подземки были запущены еще в советское время). Только на метро Казань получила из центра около 1 млрд рублей.

Но самый главный пример, о котором в своем выступлении упомянул Владимир Путин, – это программа развития Сочи. Все знают, что город-курорт претендует на статус столицы зимней Олимпиады 2014 года. В качестве показателя того, что это желание – не каприз местного руководства, а серьезное намерение федеральной власти, летом прошлого года правительство утвердило целевую программу с беспрецедентным объемом финансирования около 10 млрд долларов. Причем, как подчеркивают в Москве, даже если город не победит в конкурсе олимпийских заявок, сумма федеральных вложений уменьшится незначительно. Заявку Сочи активно лоббирует Владимир Путин, что явно показывает имиджевый характер данных инвестиций.

Слава богу, что для развития Дальнего Востока нашелся другой солидный повод. Форум АТЭС – не менее масштабное мероприятие, чем саммит «Большой Восьмерки», с большим пафосом прошедший в прошлом году в Санкт-Петербурге. Очевидна и политическая необходимость данного мероприятия для России. «Наша страна все больше укрепляет свои позиции в стратегически важном для нас Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы активно участвуем в идущих здесь интеграционных процессах и плодотворно работаем со странами АТР и на двустороннем, и на многостороннем уровнях. И подготовкой форума будет сделан еще один важный шаг в продвижении нашего партнерства на восточном направлении. В АТР сконцентрированы и крупные капиталы, и высокотехнологичные производства. И, конечно, АТР – это еще и колоссальный рынок, который заинтересован в кооперации с нами и который открыт для России», -- подчеркнул в своем выступлении Владимир Путин.

Отметим и еще один момент. В отличие от саммита G8, саммит АТЭС будет включать в себя порядка 100 мероприятий различного уровня, которые будут проходить в течение года не только во Владивостоке, но и в других городах региона. Заседания рабочих групп, конференции, симпозиумы, круглые столы в течение долгого времени будут привлекать внимание к региону в различных СМИ по всему миру. Что позволит извлечь из саммита серьезные дивиденды. «Есть основания рассчитывать на определенные дивиденды, потому что целый ряд из этих ста мероприятий связан с организацией встреч деловых кругов, бизнесменов, в ходе которых завязываются взаимовыгодные связи, обсуждаются инвестиционные проекты. Мы, со своей стороны, считаем, что это не только политически важно и выгодно для России, но из этого можно извлечь существенные выгоды в перспективе», -- отметил Сергей Лавров.

Очевидно, что сам статус мероприятий форума требует наличия определенной инфраструктуры, которой город сегодня явно не обладает. По словам замглавы Минэкономразвития Владимира Савельева, экспертная группа ведомства уже провела оценку организационно-структурного потенциала города Владивосток и острова Русский в части соответствия территорий требованиям мероприятий АТЭС.

«Требуется значительное капиталовложение, которое мы должны сделать для того, чтобы на должном уровне провести данный саммит, придать динамизм развитию Дальнего Востока, -- отметил Савельев на совещании во Владивостоке. – Около 100 млрд рублей нам сейчас потребуется заложить в федеральный бюджет. Сейчас федеральный бюджет находится в стадии подготовки к трехлетнему циклу на 2008--2010 годы». Для сравнения: бюджет Приморского края сегодня равен 32 млрд рублей. Предполагается также использовать для развития региона и другие инструменты. В частности, Инвестиционный фонд и особые экономические зоны портового типа, закон о которых никак не может пройти согласование в Минфине.

Свою лепту в развитие региона планирует внести и Минтранс. По словам главы ведомства Игоря Левитина, для проведения саммита АТЭС во Владивостоке необходимо будет в первую очередь реконструировать местный аэропорт. Для этого, по словам Левитина, авиакомпания «Владивосток-Авиа» будет разделена на собственно авиакомпанию и аэропорт. Аэровокзальный комплекс будет акционирован, а государство профинансирует модернизацию взлетно-посадочной полосы, ремонт дороги из аэропорта в город и строительство дублирующей обводной дороги. Поскольку аэропорт во Владивостоке является аэропортом двойного базирования, в настоящее время проводятся необходимые согласования с Минобороны.

Отметим, что субботнее совещание во Владивостоке стало вторым серьезным обращением главы государства к теме развития Дальнего Востока за последние полтора месяца. На декабрьском заседании Совета безопасности президент потребовал от правительства разработать стратегию развития восточной окраины, а также создать Госкомиссию по ее реализации, которую возглавит премьер-министр Михаил Фрадков. Указ о создании комиссии уже подписан. Саммит АТЭС, который планируется провести во Владивостоке в 2012 году, может стать весомым аргументом для оправдания масштабных инвестиций в развитие всего дальневосточного региона. Жаль только, что, как и в случае с Сочи, инвестиции снова будут сделаны в большей степени из имиджевых целей. Тем не менее Дальнему Востоку сегодня уже все равно, каковы цели. Главное, чтобы были средства.