Большая нефть так быстро не сдается

Александр Кокшаров
30 января 2007, 14:06

Прошла ровно неделя с тех пор, как президент США озвучил планы радикально расширить использование альтернативных видов топлива; американские нефтяники дали свой ответ Бушу: этанол не пройдет.

Этанол получил всемирную известность после выступления Джорджа Буша в конгрессе на прошлой неделе. В докладе «О положении в стране» Буш призвал на три четверти сократить импорт нефти из стран Ближнего Востока за счет 20-процентного сокращения потребления бензина. Как пообещал избирателям Буш, этого удастся достичь за счет увеличения производства альтернативного топлива, прежде всего этанола.

Американские нефтяные компании тут же начали PR-атаку на этанол. Так, Exxon Mobil, крупнейшая по капитализации энергетическая компания в мире, считает этанол несерьезным решением для энергетических потребностей США, из-за которых страна импортирует две трети потребляемой нефти. Как заявил Стюарт МакГилл, старший вице-президент Exxon Mobil, во время выступления на конференции для инвесторов, проведенной инвестбанком Goldman Sachs в Нью-Йорке, этанол «не является жизнеспособным, реалистичным бизнес-предложением» для энергетических компаний. По его мнению, современное состояние технологий производства этанола требует значительных субсидий, поэтому скорый переход на этанол на транспорте в серьезных масштабах не является альтернативой бензину.

Заявление маститого нефтяника отчасти подтверждается ситуацией на рынке этанола, цены на который в последние недели падают, несмотря на заявление Буша. Удивительно, но этанол дешевеет несмотря на то, что цены на зерно (кукурузу и пшеницу, из которых в настоящее время производится основная доля этанола) сейчас находятся на рекордном уровне за последние 10 лет. Цены на нефть после достижения рекордного уровня в 78,40 долларов за баррель в июле 2006 года упали до 53,68 в конце января 2007-го. Эта динамика отразилась на ценах на этанол, который, после удвоения на американском рынке с 2000 по 2006 год, подешевел, как и нефть, почти на треть. «Нефть должна стоить более 70 долларов за баррель, чтобы производство этанола было бы выгодным. Это означает, что "золотая лихорадка" в индустрии этанола уже оказалась позади. Многие из объявленных в прошлом году проектов могут не состояться», -- рассказал «Эксперту Online» Михаэль Либрайх, директор консалтинговой компании New Energy Finance, специализирующейся на инвестициях в альтернативную энергетику.

Галлон этанола в США в середине января стоил 2,04 доллара, что на 41% больше, чем галлон неэтилированного бензина (без учета налогов). Однако этанол, получаемый из зерновых, производит лишь 70% энергии, выделяемой таким же объемом бензина. «Полученный из зерновых этанол не является эффективным топливом. Такой этанол не столь эффективен, как этанол из сахарного тростника, и очень зависит от протекционистских мер в США», -- заявил на Всемирном экономическом форуме Жозе Сержиу Габриэлли, президент бразильской госкомпании Petroleo Brasileiro. В Бразилии, крупнейшем производителе и потребителе этанола, половина автомобилей пользуется этим видом топлива.

Правительство США серьезно субсидирует свою этаноловую отрасль. Те нефтеперерабатывающие заводы и оптовики нефтепродуктов, которые смешивают этанол с бензином, экономят в налогах 0,51 доллара. В то же время на импорт этанола из стран Центральной и Южной Америки в США введен тариф – 0,54 доллара за галлон.

По мнению критиков этанола, потребуются значительные технологические инновации, чтобы сделать его производство более эффективным. Так, биомасса дикого проса может дать в два раза больший объем этанола с гектара, чем зерновые. Кроме того, потенциально этанол может изготовляться из целлюлозы, например, из деревянной стружки. Этим, в частности, занимается Exxon Mobil, который финансирует исследование данной технологии в Стэнфордском университете в Калифорнии. «Чтобы этанол играл более серьезную роль в энергетике, нужны технологические прорывы, благодаря которым на промышленной основе можно будет производить этанол из целлюлозы», -- заявил пресс-секретарь Exxon Mobil Марк Будро.

Действительно, одних зерновых культур для решения поставленных Бушем целей будет недостаточно. Ведь для того чтобы достичь установленной на 2017 год цели в 132,5 млрд куб м этанола, США потребуется на 12% больше зерновых, чем было произведено в 2006 году. И это если предположить, что вся пшеница и кукуруза пойдут на этанол, а не на корм птице и скоту и для производства продовольствия. Прогнозируемый рост спроса на зерновые для этанола привел к резкому скачку на зерно. По прогнозам, в 2006 году цена пшеницы может вырасти на 38%. Удорожание сырья для производства этанола на фоне удешевления нефти поставило вопрос об эффективности производства. «Экономика данного сектора выглядит несколько проблематично. Падение цен на нефть, по мнению ряда аналитиков, отчасти инспирированное "большой нефтью" с целью понизить привлекательность альтернативных видов топлива, сокращает спрос на этанол, поэтому производители последнего перестали получать прибыль. Это может означать сокращение планов расширения производственных мощностей этанола», -- рассказал «Эксперту Online» Ричард Лукас, аналитик по сырьевым товарам фонда Ambrian Partners. Все это отражается и на котировках акций выпускающих этанол компаний. За последние полгода они упали в среднем на 52%. Акции компании Pacific Ethanol, главным акционером которой является основатель Microsoft Билл Гейтс, известный сторонник развития альтернативной энергетики и «зеленых технологий», с мая подешевели на 61%.

В результате в краткосрочной перспективе шансы этанола невелики. И нефтяные компании продолжают доминировать в качестве поставщиков топлива для американских автомобилей. По крайней мере до тех пор, пока не произойдут два события: или вновь резко повысятся цены на нефть, или будут созданы новые технологии более эффективного производства этанола.