Понаехали тут

Екатерина Шохина
31 января 2007, 17:38

Иностранцы не смогут контролировать разработку крупных месторождений. Поправками в закон «О недрах» фактически формализуется нынешняя ситуация, когда иностранцев выживают из наиболее интересных объектов инвестирования. Россия вполне может обойтись собственными силами, уверены эксперты, но прибыль недополучит государство – в условиях отсутствия конкуренции месторождения будут проданы во много раз дешевле.

Сегодня на заседании правительства был в целом одобрен законопроект о допуске иностранцев в стратегические отрасли, подготовленный Минпромэнерго.

Пояснительный доклад к закону главы Минпромэнерго РФ Виктора Христенко оказался в распоряжении «Эксперта Online». Законопроект об ограничении участия иностранцев в капитале стратегических предприятий -- это отклик на поручение президента, которое он дал правительству еще в мае 2005 года, говорится в докладе.

Ограничения для иностранцев существовали и ранее, но не носили системного характера. Так, согласно закону «Об электроэнергетике», в федеральной собственности должно находиться 75% сетевой компании и системного администратора, по закону «О газоснабжении» в федеральной собственности доля участия в ОАО «Газпром» -- 50% плюс одна акция уставного капитала; по ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» в федеральной собственности 100% ОАО РЖД; также в федеральной собственности должны находится стратегические предприятия. Помимо этого, предельный размер участия иностранных инвесторов в уставном капитале авиастроительных организаций должен быть не более 25%, в авиационных компаниях -- не более 49%, в страховых -- не более 2%.

В новом законе под контролем над стратегическим предприятием понимается приобретение иностранным инвестором свыше 50% голосующих акций или получение более половины мест в совете директоров. К стратегическим отнесено 40 видов деятельности, разделенных на пять групп: производство специальной техники; производство вооружения и военной техники и авиастроение, космическая деятельность, деятельность в области использования атомной энергии, осуществляемые в условиях естественной монополии (в реестр субъектов естественных монополий включено около 7 тыс. организаций, в основном региональные сетевые организации в области электроэнергетики и в области газораспределения), деятельность по разработке участков недр федерального значения, а также деятельность хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом в области разработки, производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники.

Для того чтобы иметь контроль над стратегическим предприятием, иностранный инвестор должен получить разрешение. Для этого он должен подать заявку в федеральный уполномоченный орган. Скорее всего, им станет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Рассматривать заявку будет межведомственная комиссия, на это ей отводится три месяца, в исключительных случаях правительство может продлить рассмотрение еще на столько же. Комиссия может только одобрять сделку. Если, по ее мнению, сделка создаст угрозу национальной безопасности, материалы передаются в правительство: право отказать оставлено за премьером. Если через полгода заявитель так и не получит ответа, то сделка считается автоматически согласованной.

Таким образом, существенным отличием от действующих норм является положение, согласно которому иностранцы должны будут получать разрешение на разработку стратегических месторождений. К «стратегическим» недрам отнесены месторождения нефти более 70 млн тонн, газа — более 50 млрд куб. м, золота — более 50 тонн, а также все месторождения на континентальном шельфе.

Как говорится в докладе Христенко, по мнению Минпромэнерго России, принятие данного пакета законодательных актов не повлечет за собою ухудшение инвестиционного климата в Российской Федерации, ввиду того что совершаемые ранее иностранными инвесторами сделки по приобретению активов российских организаций либо касались организаций, не являющихся стратегическими по данному законопроекту, либо совершались в отношении портфельных инвестиций (IPO ОАО «Роснефть»), либо совершались посредством косвенного одобрения государством (приобретение компанией BP 50% уставного капитала ОАО «Тюменская нефтяная компания»).

Но на заседании правительства министр природных ресурсов Юрий Трутнев подлил масла в огонь. Он сообщил, что Министерство природных ресурсов (МПР) РФ готовит поправки в закон «О недрах», согласно которым процедура участия иностранных инвесторов в разработке стратегических месторождений будет запретительной. «То есть мы вносим в правительство перечень таких месторождений, и иностранные инвесторы не смогут получить контроль при их разработке», -- пояснил министр.

По сути это означает формализацию и узаконивание нынешней ситуации, когда иностранцам не дают контролировать наиболее привлекательные нефтегазовые месторождения, полагают эксперты. К настоящему времени иностранцы уже лишились практически всего, притом достаточно варварскими методами, отмечает начальник аналитического отдела ИК «Велес Капитал» Михаил Зак. Достаточно вспомнить, как контроль над «Сахалином-2» перешел «Газпрому». На сегодняшний день у ТНК-BP остается Ковыктинское месторождение, но и то уже решение об отъеме лицензии у него практически принято. Последним «нетронутым» проектом остается разработка Салымских месторождений, напоминает начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. Для их разработки создано СП компании Shell и российской «Эвихон» на паритетных началах. Проект предусматривает разработку трех месторождений Салымской группы (Западносалымского, Верхнесалымского и Выделыпского) с извлекаемыми запасами свыше 120 млн тонн нефти.

Новым же претендентам правительство дает сразу «от ворот поворот». Например, китайской CNPC не разрешили осваивать месторождения в Восточной Сибири.

По мнению Шеина, хорошо, что Россия все же начала действовать в открытую, а не так, как раньше, придумывая неадекватные предлоги для отзыва лицензий, но плохо то, что теперь лицензии на разработку месторождений будут проданы гораздо дешевле, чем в условиях конкуренции с западными компаниями.

«Минус в том, что крупные месторождения требуют больших денег, а поскольку очевидно, что частные компании далеко не всегда будут заинтересованы в одиночку приобретать их, получается, что круг претендентов на месторождения очень ограничен. В результате государство будет недополучать от аукционов. За стратегические участки не будет конкуренции. Цена за лицензию будет несоизмеримо меньше той, которую государство могло бы получить, – в десятки раз, -- уверен Шеин. – К тому же, учитывая то, что разработчиками будут в основном госкомпании, государство фактически вообще никакой прибыли от продажи не получит». Правда, Шеин резонно отмечает, что в мире развитые страны, как правило, сами контролируют свои ресурсы. «Мы сами можем все разрабатывать и получать от этого максимальную прибыль», -- подтверждает аналитик компании «Антанта Капитал» Георгий Иванин. «И можно не беспокоиться, что введение новой нормы ограничит применение новых технологий в разработке месторождений, -- считает он. -- Практически все российские компании пользуются услугами западных сервисных компаний по бурению скважин и выкачиванию нефти – у них новейшие технологии».

Из еще не распределенных крупных месторождений остается Сухой Лог, который является вторым после Наталкинского месторождением золота в России. Его запасы были утверждены в 1977 году в размере 1041,2 тонны золота при среднем содержании в руде 2,7 грамма на тонну. В настоящее время ведется переоценка его запасов. В числе иностранных претендентов на него ранее назывались Fleming Family & Partners и канадская Barrick Gold, крупнейший в мире производитель золота. Удокан -- одно из крупнейших в Европе и стратегическое для РФ месторождение меди, аукцион на право его освоения пока не объявлен. Основными претендентами на Удокан считаются «Норильский никель» и ОАО «Уральская горно-металлургическая компания». Запасы Удоканского месторождения, утвержденные государственной комиссией по запасам, составляют 20 млн тонн меди со средним содержанием меди в руде 1,5%. На нефтяные месторождения им. Требса и им. Титова претендовали государственная «Роснефть», а также частные «ЛУКойл» и ТНК-ВР. Однако аукцион был отменен до принятия нового закона «О недрах». Чаяндинское месторождение (Якутия) обладает 1,9 трлн куб. м запасов газа, и заинтересованность в нем проявляли, в частности, «Газпром» и «Сургутнефтегаз».