Выступление Владимира Путина на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности заранее называли «программным». Российский президент впервые принял участие в мероприятии, которое называют «Давосом по безопасности» и которое проводится с 1962 года.
Владимир Путин в своем выступлении откровенно изложил позицию Москвы по таким проблемам, как ядерная программа Ирана, расширение НАТО и реформа ООН. И хотя Владимир Путин специально отметил, что Россия и США никогда не будут врагами, его откровенность нельзя не рассматривать как своеобразный ответ на недавнее «чистосердечное признание» главы Пентагона Роберта Гейтса, публично причислившего Россию к странам-изгоям и врагам Америки, отмечает РИА «Новости».
Российский лидер констатировал кризисное состояние сложившейся системы международно-правовых отношений: «Никто уже не чувствует себя в безопасности, никто не может спрятаться за международным правом, как за каменной стеной». «Не надо подменять ООН ни НАТО, ни Евросоюзом. Когда ООН будет реально объединять силы международного сообщества, когда мы избавимся от пренебрежения международным правом, то ситуация может измениться», -- добавил он. Расширение НАТО, по мнению Путина, «не имеет никакого отношения к обеспечению безопасности в Европе». Более того, может накалить обстановку и усилить взаимное недоверие между странами.
Всерьез коснулся Владимир Путин и темы ограничения вооружений, ядерной безопасности и размещения систем ПРО в западной Европе. Впрочем, по мнению главы российского государства, создание системы ПРО -- это угроза не только для России, но и для всего мира. «Гипотетически мы исходим из того, что наступит момент, когда возможная угроза со стороны наших ядерных сил полностью будет нейтрализована. Это означает, что баланс будет нарушен и у одной из сторон возникнет ощущение полной безопасности, а значит, это развязывает ей руки не только в локальных, а возможно, в глобальных конфликтах», -- отметил Путин.
Коснувшись проблемы Ирана, российский лидер добавил, что военное сотрудничество России с этим государством минимально, кроме того, никаких ракетных технологий Ирану наша страна не передавала. Зато «там активно очень действовали другие страны» из Европы и Азии.
Не мог не затронуть Путин и российскую энергетическую политику – тему, которая не только волнует, но и порой пугает наших западных коллег. Путин напомнил, что Россию «не очень устраивает» Энергетическая хартия, а потому ратифицировать ее Москва не намерена. Кроме того, он повторил, что «цена на энергоносители должна определяться рынком, а не являться предметом политических спекуляций, экономического давления или шантажа». Россия открыта для сотрудничества в энергетической сфере, а зарубежные компании участвуют в крупнейших энергетических проектах в стране, добавил глава государства.
Что же до внутренней политики, то Владимир Путин довольно жестко напомнил западным коллегам, что «Россию постоянно учат демократии. Но те, кто нас учит, сами почему-то учиться не очень хотят». Россия хотела бы работать «с ответственными и самостоятельными партнерами» над «строительством справедливого и демократического мироустройства, обеспечивая в нем безопасность и процветание не для избранных, а для всех», -- резюмировал глава государства. С полным текстом выступления Владимира Путина вы можете ознакомиться здесь.
После выступления в Мюнхене Путин отправился в ближневосточное турне, в ходе которого он посетит Саудовскую Аравию и Катар, где подпишет ряд торгово-экономических соглашений. Российский президент уже дал интервью арабскому телеканалу «Аль-Джазира», где, комментируя свою мюнхенскую речь, заявил, что европейские лидеры попросили его остаться на третий срок. «Может быть, я скажу вещь неожиданную, но не только лидеры арабских государств, а даже лидеры некоторых европейских государств говорили мне в личных беседах, что в этот переходный период они тоже считали бы целесообразным для меня оставаться на посту президента Российской Федерации», -- заявил Путин. Однако тут же напомнил о важности соблюдения конституции.