Горячая вода и медные трубы

Али Алиев, Вера Холмогорова
16 февраля 2007, 19:44

Перемены в правительстве не ограничились назначением на новые должности Сергея Иванова, Сергея Нарышкина и Анатолия Сердюкова. Дмитрий Медведев тоже получил новое поручение – правда, не от президента, а от главы кабинета министров. Михаил Фрадков попросил своего первого первого вице-премьера проследить за реформой ЖКХ.

Вчерашним назначением Сергея Иванова на должность первого вице-премьера Владимир Путин фактически уравнял в статусе своих потенциальных преемников. Бывший министр обороны переведен на «гражданку», причем курировать ему придется довольно лакомую и заметную ее часть – инновационную политику. Премьер-министр Фрадков на сегодняшнем заседании правительства высказал мнение, что назначение Иванова должно повысить диверсификацию экономики, а Любовь Слиска даже заявила нечто о честном следовании слову и делу президента. Не остался без своеобразного подарка и Дмитрий Медведев. Его премьер попросил вплотную заняться решением проблем реформирования российского жилищно-коммунального хозяйства.

Именно этой теме было посвящено заседание правительства. Докладчиком выступил министр регионального развития Владимир Яковлев, который представил план реформы ЖКХ на период с 2007 по 2009 годы. План в целом одобрили и отправили на доработку, которая займет два месяца, а непосредственным контролем этой работы займется именно Дмитрий Медведев.

«Несмотря на то что Яковлев сказал "да" на вопрос, насколько все это продумано, я нисколько не умаляю его возможностей, все-таки попросил бы членов правительства в течение времени, которое отводится решением сегодняшнего заседания, активно поработать и даже вынужден просить, Медведев, вас как первого заместителя председателя, курирующего этот блок вопросов, проконтролировать и организовать работу по координации», —сказал Михаил Фрадков.

На фоне вчерашнего возвышения Иванова подобная просьба может показаться стремлением охладить амбиции Медведева, которого зарубежная пресса уже открыто преподносит как будущего президента России. «Бросить на ЖКХ» в понимании многих означает почти то же самое, что в советское время бросить на сельское хозяйство. К настоящему времени отрасль находится в довольно плачевном состоянии, реформировать ее надо, что называется, «вчера», но при этом невозможно не стать практически идеальной мишенью для критики за протекающие ржавые трубы, отключение света или отсутствие горячей воды.

Данные, которые были объявлены на заседании, не внушают оптимизма. Одной из самых острых остается проблема износа основных фондов и значительного объема ветхого жилья – в ремонте и модернизации в настоящее время нуждается более 500 млн кв. м жилья в панельных домах только первой серии. По словам Владимира Яковлева, на капремонты строительных объектов России потребуется порядка 3,4 трлн рублей. Чтобы решить проблемы ЖКХ, по мнению министра, необходимо «создание эффективного собственника».

А создать его никак не получается. На сегодняшний день в России приватизировано 77% жилья, при этом только 7% жилого фонда управляется с помощью товариществ собственников жилья (ТСЖ). Причина проста – как подсчитал Яковлев, само создание товарищества обходится примерно в 5 тыс. рублей, оформление необходимых документов и справок -- в 20 тыс. рублей, а межевание и инвентаризация имущества -- еще в 20-25 тыс. рублей. Не говоря уж про то, что подготовительные работы по регистрации ТСЖ и сбор всех необходимых документов занимают четыре-пять месяцев в лучшем случае.

Добиться сдвига в отрасли, объем услуг в которой превысил в прошлом году 1 355 млрд рублей, да еще так, чтобы оказались довольны и волки (они же – управляющие компании), и овцы (население), и пастух (государство) и при этом не потерять в имидже – задача поистине достойная Государственного Мужа. Поэтому некоторые любители «гаданий на преемника» уже радостно потирают руки: похоже, первому первому вице-премьеру придется теперь нелегко, а вот второй первый вице-премьер будет только набирать очки.

Между тем политологи склонны видеть в этом очередную проверку «на прочность», причем, скорее всего, самую серьезную. «Если Иванов уже прошел такое испытание, реформа армии, конечно, с огромными трудностями и многими недоработками, все же начала осуществляться, то для Медведева его четыре национальных проекта были, по сути, королевской дорожкой», -- считает директор Центра политических технологий Игорь Бунин. Реформа ЖКХ на данном этапе все-таки не советское сельское хозяйство, на полную оплату коммунальных услуг мы перейдем лишь в 2010 году, и ближайший год, по мнению Бунина, не должен принести серьезных трудностей. А значит, Медведев вполне сможет с ними справиться.

«Это попытка проверить менеджерские способности первого вице-премьера», -- сообщил «Эксперту Online» член Общественной палаты, политолог Сергей Марков. По мнению Маркова, безусловно, такая должность не очень удобна с электоральной точки зрения, «однако категорически не стоит думать, что кто-то таким образом дает ответ на вопрос "Медведев или Иванов"». Марков вообще назвал доназначение Медведева очередным шагом на пути к чистым и честным выборам.

Игорь Бунин добавил, что Медведев по-прежнему остается «кандидатом в преемники №1». Это Козака, например, Путин отправил подальше от Москвы, а Медведев-то остается тут и всех своих прочих должностей не теряет.