Миссия выполнима

Андрей Борзенко
16 февраля 2007, 15:14

Медиахолдинг «Эксперт» открывает сайт ilovecinema.ru, который создатели называют ресурсом для влюбленных в кино. В наш неромантический век слово «влюбленность» в качестве основы концепции автоматически вызывает здоровый скепсис. Но пока выглядит все очень убедительно, а если отбросить лирику, то ilovecinema можно с тем же успехом назвать, например, первым у нас социальным интернет-ресурсом о кино. Продюсер проекта Ярослав Грешилов рассказывает, как сделает нам предложение, от которого мы не сможем отказаться.



-- Почему вы решили, что проект ilovecinema нужен здесь и сейчас? Разве у киноманов мало возможностей почитать о кино и обсудить его?

-- Мы делаем этот сайт не потому, что он нужен кому-то там, а потому, что его не хватало именно нам и нашему непосредственному окружению. Мы создавали проект, который позволит нам ориентироваться в этом бесконечном многообразии фильмов и сделает нас соразмерным ему. Чтение про фильмы и их обсуждение -- лишь часть этого пространства, однако даже она в большинстве других проектов про кино недостаточна для интересного и развернутого общения.

-- И чем вы компенсируете эту недостаточность?

-- Многообразием коммуникационных возможностей и сервисов.

Во-первых, это представленность каждого сообщника на сайте и возможность ориентироваться в отзывах не только по фильмам, но и по их авторам. Фактически мы утверждаем то, что профессиональная критика потихоньку отмирает и более важной становится возможность высказаться для каждого и обо всем. Наша задача как проектировщиков сайта сделать его таким, чтобы это многообразие максимально структурировать и дать возможность каждому найти те темы и тех собеседников, которые интересны лично ему.

Во-вторых, это в принципе различные навигационные возможности, когда весь коммуникационный поток структурируется по фильмам-актерам-жанрам-странам-авторам, когда у сообщества есть возможность оценивать тексты других и эта оценка учитывается в дальнейшем в выводе этих текстов и в репутации их авторов.

В-третьих, это возможность собирать интересующие тебя потоки в персональную ленту. Например, мне интересно читать все, что пишут про фильм "Криминальное чтиво", про Брюса Уиллиса, и все тексты моих друзей. Я могу собрать эти потоки у себя в ленте и не видеть всего остального.

В-четвертых, гораздо удобнее и интереснее обсуждать кино в пространстве, в котором весь этот мир кино и представлен. Обрати внимание, когда люди пишут какие-то отзывы о фильмах в «Живом журнале», они довольно часто там же размещают кучу информации про этот фильм -- кто актеры, кто режиссер, какие сборы и т. п. Здесь вся эта информация уже есть, и она аккуратно и эффектно подана.

-- Профессиональная критика, значит, отмирает. А нет желания вместо того, чтобы профессионалов хоронить, предложить им поучаствовать в проекте? Например, такой вариант: делается большая серия интервью с критиками, те из них, кто захочет, остаются на сайте в качестве сообщников. Спрос на имена никто не отменял.

 pic_text1

-- Когда я говорю «отмирает», я имею в виду то, что ценность многообразия и различных способов восприятия фильмов становится выше ценности профессиональных статусов. При этом, естественно, у нас нет никаких иллюзий вроде той, что каждый конкретный отзыв любителя кино становится ценнее текста профессионального критика. Отнюдь. Просто для того, чтобы получить трибуну, больше не нужно предъявлять некоторый статус. И если тебя не хочет читать 200-тысячная аудитория «Эксперта», то это не означает, что ты не интересен 200 своим друзьям и знакомым. В этом одна из базовых ценностей интернета.

Другое дело, что люди, которые лучше других разбираются в том, о чем говорят, которым действительно есть что сказать и которые могут делать это эффектно и интересно, всегда востребованы более широкой и продвинутой аудиторией. Их авторитет заложен в их мнениях, а не в принадлежности к касте журналистов например. Просто теперь, если они захотят сказать нечто нашему сообществу и нашей аудитории, их будет отделять от этого нажатие всего пары кнопок.

И, конечно, мы и как создатели проекта, и как его же участники и читатели заинтересованы в том, чтобы здесь появлялись и критики, и профессионалы мира кино, и просто известные и интересные люди, которым есть что сказать про те или иные фильмы. Действительно, спрос на имена никто не отменял. Просто на «Афише», например, ты можешь читать только Зельвенского-Волобуева, и не читать Зельвенского-Волобуева ты практически не можешь, если ты ходишь за информацией о фильмах на «Афишу». У нас ты сможешь читать тех, кто интересен тебе, и сможешь встать с ними в один ряд.

Здесь стоит отметить, что коммуникация -- это важная, но не единственная составляющая проекта. Задача именно в том, чтобы создать полноценный и многопараметрический, что ли, навигатор по миру фильмов. Создать ресурс, с помощью которого можно будет отвечать на вопрос, что и зачем мне стоит смотреть, а также обсуждать то, что дал мне просмотр того или иного фильма.

-- А как идет отбор фильмов? Новые выходят, это понятно. А если старые? Информация собирается по принципу Wiki -- кто захотел, тот написал? Но ведь надо еще красоту наводить – кадры, титры, ссылки.

-- Мы хотели сделать площадку, на которой каждый сможет рассказать другим о понравившихся ему фильмах.

И для этого придумали следующий принцип: если есть человек, который считает, что какой-то фильм стоит посмотреть другим, то надо просто дать ему возможность добавить этот фильм на сайт, наполнить его информацией, добавить к нему трейлеров и картинок, написать отзыв и кинуть ссылку на него всем друзьям и знакомым. Этакий принцип достаточности -- если фильм (актер, режиссер, кинотеатр и т. д.) достоин внимания, всегда найдется человек, который захочет об этом сказать. Потому что на самом деле никому не нужны все 134 актера, снимавшиеся в этом фильме, интересны и достойны внимания только ключевые. А если кто-то считает, что важны и другие -- он их добавит.

При этом у нас есть редакция, задача которой следить за качеством информации, заводить фильмы, которые еще не вышли в прокат, добавлять кадры и трейлеры к наиболее популярным фильмам и вообще удерживать планку качества и интересности проекта.

-- А каков был путь от прожекта к проекту? Я в цели высокие верю, но надо было же еще как-то все реализовать, обосновать, например финансово. С чего начиналось, к чему хотите прийти?

-- Все началось с того, что нам было интересно разобраться с понятием постмодернизма. И на этой волне мы поняли, что в мире постмодерна интернет является таким средством, с помощью которого можно обеспечивать навигацию по бесконечному пространству творений человека и коммуникацию по их поводу. И самыми интересными и популярными из этих творений являются, собственно, фильмы и книги (сайт про них выйдет весной). Петр Садовый все это придумал и воплотил в первоначальный проект, который мы летом прошлого года и предложили «Эксперту».

Мы, естественно, все это посчитали с финансовой точки зрения. Проект потенциально может собрать очень большую аудиторию, существенно большую, чем любой другой сайт о кино в рунете. И задача состоит в том, чтобы конвертировать внимание этой аудитории в некоторый доход для его создателей и владельцев проекта. Идей здесь огромное множество, и мы потихоньку начнем их все реализовывать, в том числе делиться частью этих доходов с сообществом (что, например, уже начал делать Денис Крючков на Хабрахабре). Но я думаю, что не столько финансовые показатели заинтересовали владельцев «Эксперта», а именно «высокие цели» и наше видение того, как сделать самый популярный и полезный интернет-ресурс про кино.

Если коротко говорить про будущее, то тезиса будет два. Во-первых, мы хотим сделать такой проект, который бы реализовывал любой человеческий интерес в сфере кино. То есть чего бы ты ни хотел -- выбрать фильм для просмотра, купить его на DVD, заказать постер, высказать мнение, скачать саундтрек, найти совпадающих с тобой по интересам людей, продать свой сценарий и прочая, и прочая -- все это можно будет осуществить у нас на сайте. Во-вторых, мы хотим таким образом сформировать вокруг нашего сайта сообщество людей, влюбленных в кино, чтобы все вместе мы могли существенно влиять на мир кино и на то, что в нем происходит. Вот, например, есть кинотеатры, которые устраивают заказные показы старых, но популярных фильмов. Но у них нет информации о том, какие из этих фильмов востребованы, и нет адекватной возможности такие показы рекламировать. Зато эта информация и эти возможности уже сейчас есть у нас. Осталось соединить одно с другим. И это только начало.

-- Хорошо. Думаю, это начало прекрасной дружбы. Но существует проблема: мне сложно произносить и писать «ай-лав-синема». Может, есть варианты, как вас кратко называть?

-- Какой-нибудь habrahabr или del.icio.us не намного проще в произнесении, но от этого не перестают быть самыми популярными в своих сферах. Наша задача сделать популярный проект о кино, и базовую идею о влюбленности в кино это название передает прекрасно. В конце концов, мы пришли в интернет, когда все простые и эффектные домены оказались уже занятыми, поэтому наша задача -- делать хорошие проекты, которые смогут успешно конкурировать и с film.ru, и с afisha.ru за счет качества реализации и полезности для наших участников. А короткое и удобное всем название, я уверен, сложится в процессе жизни сообщества.