Революция и перестройка в Лондоне

Андрей Борзенко
16 февраля 2007, 21:18

В аукционном доме Sotheby’s в Лондоне прошел первый аукцион современного российского альтернативного искусства. Результаты торгов подтвердили смелые ожидания специалистов: общие сборы составили 5 167 048 долларов (2 630 880 фунтов стерлингов). Однако в основном эксперты отмечают даже не уровень цен, а наличие спроса практически на весь ассортимент.

Более половины лотов было продано по цене, превышающей стартовую, причем за картины 22 из представленных художников были заплачены рекордные суммы. В частности, за сенсационные 288 тыс. фунтов анонимный коллекционер из России приобрел абстракционистскую работу Евгения Чубарова «Без названия». Оценочная стоимость (60 тыс. фунтов), таким образом, превышена в четыре с лишним раза. Картины художников, чьи имена более «раскручены» у нас, тоже пользовались немалым спросом. Не стал неожиданным успех работы Эрика Булатова «Революция-Перестройка» с изображениями Владимира Ленина и Михаила Горбачева. Образец соц-арта купил аноним, заплативший 198 тыс. фунтов стерлингов (минимальная оценка – 80 тыс.). За цены, значительно превысившие оценочные, приобретены картины «Пейзаж и пространство» Олега Васильева (108 тыс. фунтов), «Ярое око» Михаила Шварцмана (192 тыс. фунтов), «Без названия» Лидии Мастерковой (81,6 тыс. фунтов), «Без названия» Евгения Рухнина (72 тыс. фунтов), «Десять бездомных собак» Максима Кантора (66 тыс. фунтов), «Эрос» Виктора Пивоварова (66 тыс. фунтов), «Пейзаж с культурой» Оскара Рабина (30 тыс. фунтов).

К тому, что русские любят тратить в Лондоне большие деньги, мировая общественность уже успела привыкнуть. Поэтому главный результат торгов с точки зрения многих наблюдателей не столько в потраченных суммах, сколько в пробудившемся интересе к доселе мало востребованным в России мастерам. По словам директора Gary Tatintsian Gallery Виктории Пукемовой, работы Чубарова привлекали внимание коллекционеров и раньше, но известен он был в основном на Западе. Серия абстрактных работ была им создана в Германии в середине 1990-х годов. Картина, проданная на аукционе в Лондоне, относится именно к этой серии. «Масштаб цены нас не удивил, так как в последнее время работы этого художника вызывают большой интерес со стороны не только западных, но и российских частных коллекционеров и музеев. Главным сюрпризом стало то, что наши коллекционеры стали смотреть не только на бренды, но и на художественный уровень работ. Потенциал Чубарова не вызывает никаких сомнений, и цена, которая сегодня многим кажется невероятной, – это только отправной пункт», -- отметила в беседе с «Экспертом Online» Виктория Пукемова.

Известный галерист Марат Гельман также считает, что никакой революции цен нынешний аукцион не спровоцировал: «Важнее то, что практически все работы нашли заинтересованного покупателя. Еще не может не радовать, что покупателями куда в меньшей степени, чем мы ожидали, стали русские коллекционеры. Что русское искусство им интересно, это понятно. Поэтому более значимо внимание европейских коллекционеров». Для справки: по данным организаторов аукциона, в торгах приняли участие 150 покупателей из разных стран.

Успех работ русских нонконформистов изначально прогнозировался, но опасения до последнего момента все же оставались. Искусствовед и аналитик художественного рынка Михаил Каменский связывает нынешнюю удачу с работой кураторов и галеристов, которые продолжали вкладывать деньги и силы в российское современное искусство в 1990-е и начало 2000-х годов, когда на Западе интерес к нему несколько упал. Сейчас, по мнению Каменского, рост внимания к «новому авангарду» -- это общемировой тренд художественного рынка. В отличие от «пробных» торгов в Нью-Йорке, где дом Sotheby’s вполне успешно продал некоторое количество картин русских нонконформистов, нынешний аукцион уже отчетливо показал, что маховик международного спроса на продукт под названием «современное русское искусство» запущен: «Главное, что российское искусство перестали воспринимать как нечто экзотическое, как "матрешку". Это означает, что постепенно на него станет обращать все большее внимание американское сообщество коллекционеров, обладающее наибольшей покупательской мощью в мире. Тогда можно будет говорить, что российский арт-рынок по своему потенциалу приблизился к наиболее перспективным из относительно новых рынков: китайскому и индийскому».