По словам президента группы «Промышленные инвесторы» Романа Троценко (компания является стратегическим акционером аэропорта), главная цель инвесторов – сделать на основе новосибирского аэропорта крупнейший за Уралом грузовой хаб, ориентированный в числе прочего и на фидерные грузы. Таким образом Толмачево рассчитывает существенно увеличить собственные доходы, а также перехватить пальму первенства у красноярского Емельянова, который пока незначительно опережает новосибирский аэропорт по грузообороту.
По словам генерального директора аэропорта Алексея Чертенкова, в ушедшем году Толмачево обработало более 16,1 тыс. тонн грузов и почты, что выше аналогичных показателей 2005 года на 3,9%. Планы на 2007 год – увеличить грузооборот до 21 тыс. тонн. «В течение трех-четырех лет мы легко можем выйти на объемы в 40-45 тыс. тонн грузов», -- подчеркнул Чертенков. Планы руководителя аэропорта действительно выглядят реально. С одной стороны, в Новосибирске и так достаточно авиационного груза. Уже сегодня, по оценке Чертенкова, его около 40 тыс. тонн, просто основная масса проходит через городской аэродром Чкаловский. За счет более качественного и современного сервиса Толмачево собирается перенаправить грузопоток на себя.
С другой стороны, как добавил Роман Троценко, около 40 тыс. тонн грузов аэропорт должен «собрать» с проживающего в городе и регионе населения, которое традиционно является основным источником грузопотоков. А за счет развития фидерных перевозок Толмачево может нарастить грузооборот еще на 15-20 тыс. тонн. В Сибири нет соответствующих терминалов, и этот пробел спешит заполнить новосибирский аэропорт: новый грузовой терминал, предназначенный для качественной переработки грузов, будет сдан осенью текущего года. Позже будет построен логистический центр площадью 60 тыс. кв. м. С учетом логистического центра Национальной логистической компании, построенного не так давно вблизи Толмачева, грузовые и логистические услуги аэропорта должны будут пользоваться спросом. Тем более что, по словам Троценко, получить клиентов в данном разрезе можно будет только за счет качественного сервиса, чем и займется аэропорт.
Впрочем, генеральный план развития аэропорта предусматривает и параллельное направление, касающееся роста доходов от так называемых неавиационных услуг. Многие аэропорты в мире основные доходы получают именно от сопутствующей деятельности. Растет эта доля и у Толмачева. В ушедшем году выручка от обычных видов деятельности составила 2,18 млрд рублей, при этом от авиационной деятельности выручка составила 785,3 тыс. рублей, от неавиационной – 1,5 млрд рублей. Чистая прибыль превысила план в два раза и составила 159 млн рублей.
Прежде всего наращивать выручку от неавиационной деятельности предприятие рассчитывает за счет околоаэропортовой инфраструктуры. Так, уже осенью планируется завершить строительство трехзвездной гостиницы на 149 мест рядом с действующим пассажирским терминалом. Кроме того, начата разработка проектно-сметной документации по строительству нового пассажирского терминала. Ориентировочная стоимость проекта составляет 125 млн долларов, площадь терминала составит 80 тыс. кв. м, а пропускная способность будет рассчитана на 5,5 млн пассажиров в год (в прошлом году аэропорт обслужил более 1,6 млн пассажиров). По словам Романа Троценко, строительство терминала займет несколько лет, однако «Промышленные инвесторы» рассчитывают, что к тому времени пассажиропоток аэропорта существенно возрастет. Из-за этого действующий терминал (построенный почти 40 лет назад) с ним не справится и будет переориентирован на чартерные рейсы.
Генеральным планом предусмотрено также строительство цеха бортпитания, двух четырехзвездных гостиниц на 600 мест и 1000 мест, выставочного центра площадью до 125 тыс. кв. м, конгресс-центра, а также торгово-развлекательного центра, включающего гипермаркет, кинотеатр, ресторан, боулинг (общей площадью 50 тыс. кв. м). Общая сумма инвестиций по генплану составляет 15,7 млрд рублей. Львиную долю средств вложит группа «Промышленные инвесторы» за счет собственных ресурсов, а также кредитных линий банков. Инвестиции в текущем году, по словам Романа Троценко, запланированы на уровне 25 млн долларов.
В целом планы акционеров аэропорта выглядят вполне обоснованно. Последние несколько лет аэропорт развивался крайне динамично, что видно даже невооруженным глазом. Так, весной будут запущены в эксплуатацию три телескопических трапа, уже начал действовать реконструированный терминал внутренних авиалиний. Впрочем, есть и «подводные камни», который не являются тайной.
Во-первых, аэропорт Толмачево до сих пор не выведен из списка стратегических предприятий. Государству принадлежит 51% уставного капитала компании (68% голосующих акций), номинальным держателем 37,11% уставного капитала (31,67%) является ЗАО «Депозитарно-клиринговая компания» (Москва). По словам председателя совета директоров предприятия, помощника министра транспорта России Александра Бородина, решение по этому вопросу уже согласовано, но еще не принято на уровне правительства и президента. Однако, по мнению Бородина, аэропорт должен быть частным предприятием (сейчас доля государства в акционерном капитале общества составляет 51% голосующих акций).
Во-вторых, крайне медленно решается вопрос со строительством второй взлетно-посадочной полосы аэропорта. Основной объем работ по проекту уже проделан, для завершения осталось вложить в ВПП 1,8 млрд рублей. По словам Бородина, глава Минтранса Игорь Левитин пообещал в этом году выделить около 800 млн рублей на строительство полосы, но другие объекты (в частности, аэропорты Сочи и Иркутска) пока являются более приоритетными для государства. Тем не менее решение вопроса существует. Александр Бородин рассказал, что аэропорт имеет договоренность с подрядчиком строительства о получении им кредита на завершение строительства под гарантии государства. Во всяком случае без второй ВПП рассчитывать на рост категории аэропорта и превращение в крупный хаб достаточно проблематично.
В-третьих, сам объем заявленных инвестиций – 15,7 млрд рублей – хоть и предполагает разбивку по годам до 2015 года, все-таки является достаточно солидным для одного инвестора. «Выручка аэропорта без НДС за 2006 год составит более 2 млрд рублей, чистые активы – немногим более 600 млн рублей. При таких показателях предприятие способно привлечь 1,2-1,3 млрд рублей в виде кредитов и займов. Таким образом, долговое финансирование как источник для реализации инвестпрограммы представляется маловероятным, -- считает главный экономист новосибирской компании "Лугинин кэпитал партнерс" Михаил Шмелев. – Видится два возможных варианта: проектное финансирование или государственно-частное партнерство. При первом варианте могут быть проблемы с большим сроком окупаемости проекта и с объектом залога. При втором – за деньгами ведомства Грефа сейчас выстроилась очередь из сотен предприятий (в том числе и из Новосибирска) и вряд ли Толмачево будет там хотя бы в первых рядах».
Наконец, есть еще одна опасность: амбициозные планы нынешнего конкурента Толмачева -- красноярского аэропорта Емельяново, который контролируется ОАО «Красноярские авиалинии» (KrasAir). Так, авиаальянс AirUnion (объединяющий несколько авиакомпаний во главе с KrasAir) сообщил сегодня о планах привлечения 300 млн долларов на создание авиационного хаба в Красноярске. По словам главы альянса Бориса Абрамовича, на создание всех наземных сооружений необходимо привлечь около 600 млн долларов. По расчетам специалистов, половина из этих средств будет инвестирована частными компаниями, половина – государством. Кроме того, от 150 до 200 млн долларов может быть инвестировано частными компаниями в развитие маршрутной сети. Планируется, что аэропорт в Красноярске объединит два существующих аэропорта – Емельяново и Черемшанка, благодаря чему у хаба в Красноярске будет две взлетно-посадочных полосы. К 2015 году, по расчетам специалистов, общий пассажирооборот возрастет до 10 млн пассажиров, грузопоток – до 600 тыс тонн груза в год. «Географическое положение Красноярска позволяет претендовать на значительное увеличение доли рынка авиаперевозок – от 10% на направлениях Россия--Европа и до 60% на азиатских направлениях», -- подчеркнул Абрамович и добавил, что сегодня Министерство транспорта России разрабатывает обоснование инвестиций по проекту хаба, включающее бизнес-план. Окончание работ по подготовке проектно-сметной документации запланировано на 30 июня 2007 года.
«Важно, кто кого успеет опередить и в какие сроки, -- уверен аналитик Банка Москвы Михаил Лямин. – Транспортные потоки из Толмачева преимущественно организует авиакомпания "Сибирь", из Емельянова -- KrasAir. Мне представляется, что позиции "Сибири" в случае с грузовыми перевозками будут посильнее. Именно "Сибирь" может помочь Толмачеву превратиться в грузовой хаб, за счет собственных грузовых перевозок».