Рынок гастрольной деятельности российских диск-жокеев в 2006 году составил 12 млн долларов, сообщил генеральный директор первого в России профессионального букинг-агентства DMA (DJ Music Association) Рустем Стукалов. На состоявшейся в Сочи Зимней музыкальной конференции Стукалов представил доклад, посвященный сегодняшнему состоянию индустрии электронной музыки и перспективам ее развития в России.
Согласно отчету, объем рынка рекорд-компаний, реализующих записи российских электронных артистов, составил чуть более миллиона долларов. Таким образом, 90% дохода артиста составляет прибыль от живых выступлений, что делает вопрос гастрольной деятельности наиболее приоритетным. По словам Стукалова, рост рынка будет продолжаться: «В 2007 году мы прогнозируем увеличение рынка на 20%. Полученные активы будут использованы для налаживания долгосрочных коммуникаций со стратегическими партнерами на местах в форме эксклюзивных соглашений». Политика эксклюзивного представительства диджеев букинг-агентством поможет снизить уровень нечистоплотной конкуренции среди клубов в борьбе за артистов, дав новый толчок здоровому развитию всей развлекательной индустрии, уверен гендиректор DMA.
По мнению Стукалова, на данном этапе организация выступления диджея на мероприятии стала задачей, решение которой под силу только профессионалам, готовым эффективно решать ряд проблем: от поиска артиста, удовлетворяющего запросам клиента, до согласования условий договора. DJ Music Association заключило уже 27 эксклюзивных контрактов с диск-жокеями первой лиги. В компетенции букинг-агентства DMA находbтся защита интересов как своих артистов, так и промоутеров: букинг-агентство берет на себя все юридические вопросы оформления контрактов с артистами и промоутерами.
В то же время существуют и другие точки зрения. Как рассказал «Эксперту Online» известный московский диск-жокей DJ Yastreb, сотрудничающий напрямую с популярными клубами Москвы без посредничества DMA, артисту действительно сложно в одиночку защитить свои интересы и права, а также регулировать юридические вопросы. Тем не менее, подчеркнул артист, диджеи могут сами связываться с промоутером, арт-директором или руководством клуба, поэтому сотрудничество с букинг-агентством вовсе не обязательно.