Сенаторы против договора

20 февраля 2007, 17:50

Завтра Совет Федерации РФ рассмотрит вопрос о договоре между федеральным центром и Республикой Татарстан, который уже одобрили депутаты Госдумы. Между тем, как стало известно сегодня, целый ряд комитетов верхней палаты парламента собирается рекомендовать сенаторам отклонить данный документ.

По словам главы комитета СФ по региональной политике Рафгата Алтынбаева, отрицательное заключение на договор дали, наряду с возглавляемым им комитетом, комитет по конституционному законодательству, комитет по судебно-правовым вопросам, а также комитет по местному управлению. Обосновывая позицию своего комитета, Алтынбаев пояснил, что к документу есть ряд «правовых претензий». «В частности, в документе нечетко определены условия договора, и прежде всего непонятным остается вопрос, какие особые причины есть у Татарстана, в отличие от других субъектов РФ, для заключения такого рода договорных отношений», -- отметил сенатор и добавил, что с юридической точки зрения у республики «нет подобных оснований».

Еще более резкую позицию высказал СМИ глава комитета по конституционному законодательству СФ Юрий Шарандин. «Договор повторяет некоторые статьи Конституции РФ, и дублировать положения Основного закона положениями нормативного акта, имеющего значительно меньшую юридическую силу, просто бессмысленно и является избыточным регулированием», -- считает сенатор. Кроме того, сенаторов удивило требование, зафиксированное в документе, к кандидату на пост президента Татарстана, который обязан «свободно владеть татарским языком». «С юридической точки зрения остается неясным, что такое свободно владеть языком, никто этого не поясняет. Но даже если отвлечься от этой неопределенности, то подобное требование ставит в неравные условия граждан РФ», -- отметил Шарандин. Кроме того, такая норма, по мнению сенатора, является прямым вмешательством в полномочия президента России, поскольку процедура наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ является исключительной прерогативой главы государства.

Кроме того, Шарандин тоже не понимает, к чему подписывать специфические договора с отдельным регионом, когда федеральное законодательство четко регламентирует все положения Конституции. Есть закон об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов, существует закон о гражданстве России и закон о языке. «На мой взгляд, такого рода договоры фактически возвращают нас назад. В частности, я имею в виду требование о том, что на территории Татарстана действует документ, удостоверяющий личность гражданина РФ с символикой республики, что прямо противоречит действующему закону», -- пояснил Шарандин. Он также сослался на нормы Конституции РФ, где четко говорится о том, что не может быть введено какого-либо различия по вопросам пола, расовой или национальной принадлежности, либо языка. «Ну проехали мы уже это все, и я не очень понимаю, как вообще Госдума могла пропустить такой договор?» -- сказал Шарандин. По его мнению, делать исключение для одного из субъектов РФ означает тем самым «сломать российское законодательство».

Впрочем, Юрий Шарандин отметил, что Госдума вправе преодолеть вето Совета Федерации, если верхняя палата отклонит договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном.