Атака голубых экранов

Москва, 22.02.2007
Компания «Ренова-медиа» (входит в холдинг Виктора Вексельберга «Ренова») договорилась о покупке у миноритарных акционеров еще не принадлежащих ей акций (около 37%) американской компании Moscow CableCom на сумму 152 млн долларов. Ранее «Ренове» принадлежало около 40% голосующих акций Moscow CableCom, и еще 23% находились у также подконтрольного «Ренове» ОАО «Комкор». Сегодняшняя сделка подтвердила процесс консолидации, идущий среди операторов платного ТВ. Находящийся многие годы в зачаточном состоянии, рынок выходит из спячки.

Платное телевидение можно разделить на четыре группы: спутниковое (сигнал распространяется по спутнику), кабельное (идет по кабелю), мобильное (вещание на мобильные телефоны) и IPTV (интернет-телевидение). Исследования показывают большую популярность кабельного и спутникового телевидения у россиян. Так, по оценкам TNS Gallup Media, этими двумя видами телевещания пользуются более трети наших сограждан.

Первая и старейшая компания, вещающая по спутнику, – это «НТВ+». База абонентов компании насчитывает около 500 тыс. человек, и она продолжает развиваться за счет диверсификации бизнеса. Также сейчас активно развивается спутниковая компания «Триколор ТВ», которая не взимает абонентской платы и, видимо, набирает подписчиков, чтобы затем ввести платные сервисы. Особняком в этой категории стоит «Космос-ТВ», вещающий по технологии MMDS (разновидность эфирного вещания).

Кабельным и IPTV-вещанием в Москве занимаются «Система масс-медиа» (бренд «Стрим-ТВ»), Moscow CableCom («Акадо») и «Центральный телеграф» (QWERTY). Именно IPTV аналитики предрекают хорошее будущее, потому что эта технология обладает существенным плюсом – интерактивностью.

Еще один, пока что совсем небольшой сегмент -- мобильное телевидение. Западные аналитики и производители оборудования рисуют радужное будущее для мобильного телевидения. Например, в недавнем онлайн-интервью «Эксперту Online» президент финской компании--производителя мобильных телефонов Nokia Оли-Пекка Калласвуо заявил, что, по прогнозам аналитиков компании, «к концу 2008 года от 5 до 10 млн человек в мире будут смотреть мобильное телевидение по DVB-H (Digital Video Broadcast, технология приема телевизионного сигнала), к концу 2009 года – 20 млн. К концу 2008 года DVB-H модуль будет стоить всего 7 евро». Но в России пока нет этой технологии. Мобильное вещание идет по простой сотовой сети. Пионерами в этой области являются оператор стандарта GSM «Мегафон» и CDMA-оператор «Скай Линк». Пока компаниям не удалось сформировать достаточную аудиторию для окупаемости продуктов. Обеспечить сносное качество видео, используя низкоскоростной GPRS или даже EDGE, для сетей стандарта GSM практически невозможно. Скоростная технология EV-DO (Evolution Data Optimized), которую использует «Скай Линк», таких проблем вызывать не должна – ее скорость в теории достигает 2,4 Мбит/с. Однако доля рынка «Скай Линка» (0,7% в Москве и 2,1% в Санкт-Петербурге) слишком мала для постоянной аудитории мобильного телевидения. А дополнительные услуги вроде мобильного видеонаблюдения не собирают достаточной абонентской базы.

Самый крупный рынок платного телевидения -- столичный. В настоящий момент на московском рынке платного телевидения присутствуют четыре основных инвестора: компании «Нафта-Москва» (владеет «Мостелекомом», обладающей еще советской кабельной ТВ-сетью к каждому дому), «Ренова-медиа» (владеет Moscow СableСom, торговая марка «Акадо»), АФК «Система» (ее дочерняя компания «Система масс-медиа» владеет «Стрим-ТВ») и «Газпром» (ему принадлежит «НТВ+»).

В столичном регионе на платное телевидение все чаще подписывается средний класс, которому недостаточно информации и контента, предлагаемых обычными эфирными каналами. Количество телевизионных абонентов сети «Акадо» за 2006 год выросло почти в четыре раза согласно данным компании. База «Комстар-ОТС», дочерней компании АФК «Система», насчитывает в Москве более 80 тыс. абонентов, пользующихся услугами double play (интернет + телевидение).

Стоит отметить, что абонентскую базу компании зачастую набирают за счет особой системы тарифов. Пакет из высокоскоростного интернета и набора из 30 каналов (так называемые double play и triple play, в которые входят не только телеканалы, но и доступ в интернет, и в ряде случаев голосовые сервисы) может стоить немногим больше подключения к интернету с меньшей скоростью и без всякого телевидения вообще. Неудивительно, что пользователи предпочитают платить несколько лишних долларов в месяц, но получить более скоростной интернет с довеском в виде телевидения, которое на самом деле не нужно.

В регионах, где рост тоже достаточно сильный (к сожалению, здесь никаких точных данных нет), действуют совсем другие механизмы. В отличие от столицы, где бесплатно можно смотреть около 15 каналов, эфирных каналов в провинции мало (около пяти-шести, а в некоторых деревнях и вовсе один-два), и абоненты с удовольствием раскупают пакеты с 40-50 каналами. К концу 2006 года абонентская база региональных операторов «Стрим-ТВ» достигла 1406,6 тыс. домохозяйств, что более чем в два раза превышает показатели начала года – 686,5 тыс. домохозяйств. В ведении «Стрим-ТВ» находится 31 оператор кабельного ТВ в 25 городах. Ведущий аналитик ComNews Research Наталья Аристова отмечает, что в дальних регионах РФ потребность в платном телевидении даже больше, чем потребность в широкополосном доступе. Поэтому там эта услуга продается отдельно, а не в составе пакета услуг, как в Москве. Именно этим объясняются успешные финансовые результаты региональных компаний в 2006 году.

По мнению технического директора «Акадо» Сергея Бешева, бурный рост платного телевидения был отмечен именно в 2006 году, во-первых, из-за грамотной тарифной политики, которая приблизила стоимость телевидения к воспринимаемой пользователем. Во-вторых, все компании серьезно расширили количество предлагаемых каналов и создали тематические пакеты. И, наконец, в-третьих, были сделаны серьезные инвестиции в рекламу, чтобы сформировать спрос на данную услугу. В 2007 году, по мнению Бешева, ожидается еще 60-процентный рост рынка.

Рост рынка сопровождается и процессами консолидации: большие покупают маленьких. По мнению президента компании CTI, российского системного интегратора, специализирующегося в области IP-коммуникаций, Игоря Масленникова: «Сейчас идет активное развитие крупных территориально распределенных сетей кабельного телевидения, всерьез играют три-пять крупнейших компаний, стараясь "застолбить" территории. Есть много мелких и средних игроков, часть из которых скупают эти серьезные компании, а часть пытается вырасти до крупных».

Происходящие сейчас процессы консолидации могут вывести на рынок новых стратегических инвесторов. Аналитики компании ATON Capital отмечают высокие шансы компаний Moscow CableCom (торговая марка «Акадо») и «Центральный телеграф» на получение солидной доли рынка платного телевидения. Решил не оставаться в стороне и Golden Telecom, который 21 декабря 2006 года выкупил контрольный пакет акций «Корбины Телеком», собирающейся запустить весной 2007 года собственный коммерческий IPTV-проект. Также в начале февраля Golden Telecom объявил о покупке 65% акций компании Fortland, которой принадлежит 100% ООО «Колангон-Оптим». «Колангон» обладает лицензиями на предоставление услуг цифрового телевидения в нескольких крупнейших городах России. Эти лицензии Golden Telecom планирует использовать для внедрения услуг цифрового телевидения в формате DVB и собственной вариации «видео по запросу».

Дальнейшее развитие платного телевидения Сергей Бешев из «Акадо» видит в персонификации телевидения (составлении собственной эфирной сетки из заказанных программ) и конвергенции – на одном экране телевизора будут платные, эфирные каналы, видеотелефония, интерактивные игры и сервисы.

Однако чтобы сохранить конкурентоспособность, провайдерам неэфирного телевидения придется снижать цены на свои услуги, привлекать рекламодателей и вводить дополнительные сервисы. Наталья Аристова из ComNews Research считает, что основная проблема платного телевидения у нас в стране – отсутствие качественного контента. Хотя уже сейчас многие операторы предлагают заказывать видеоконтент индивидуально (например, «Домашний кинозал» у «Акадо»), и эти услуги набирают все большую популярность.

Кроме того, многие операторы пока боятся делать крупные инвестиции в платное телевидение – спрос еще не настолько велик, чтобы ожидать финансовой отдачи, да и проблем на других направлениях деятельности хватает.

Очень остро стоит проблема пиратства. Некоторые нечестные операторы ретранслируют через кабель без лицензии каналы со спутника. Поэтому такой региональный игрок может предложить заманчивый пакет из нескольких сотен каналов всего за 30-50 рублей. Борис Вергун, начальник департамента по связям с общественностью и маркетинга компании «Национальные кабельные сети», считает, что проблема пиратства постепенно решается: «Если раньше незаконный перехват сигнала был довольно частым явлением, то сейчас каждый уважающий себя оператор обязательно имеет лицензию. Ужесточается и законодательство по борьбе с пиратством, да и сами операторы внимательно отслеживают ситуацию».

Серьезным ударом для сервиса «видео по запросу» могут стать локальные сети, зачастую предлагающие своим пользователям регулярно пополняемые видеосерверы с пиратскими фильмами или незаконно выложенными в сеть копиями лицензионных, а также одноранговые файлообменные сети.

Несмотря на эти проблемы, перспективы платного телевидения оцениваются оптимистично. «По нашим подсчетам, к 2010 году уровень проникновения платного телевидения составит порядка 10-15% по России. Но уже сейчас мы идем быстрее», -- считает Борис Вергун из «Национальных кабельных сетей».

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вопрос с поставками газа становится в Европе все острее
      Трубопровод Eugal, который продолжит «Северный поток — 2» по Европе, скорее всего будет введен в строй до окончания строительства самого «потока»
    2. Saudi Aramco оценили в 1,7 триллиона долларов
      IPO аравийской нефтяной компании Aramco выходит на финишную прямую.
    3. Хватит бегать!
    Реклама