Новый рекорд русского оружия

Москва, 23.02.2007
Экспорт военной техники из России по итогам прошлого года составил почти 6,5 млрд долларов. Это самый высокий показатель за весь постсоветский период существования отечественной системы военно-технического сотрудничества.

На первый взгляд российским оружейникам есть чем гордиться. Выступая на заседании президиума Госсовета, первый вице-премьер Сергей Иванов рассказал, что Россия смогла не только увеличить объем поставок продукции военного назначения за границу почти на 350 млн долларов, но и удачно диверсифицировать портфель заказов. Действительно, "Рособоронэкспорт" в прошлом году заключил сразу два беспрецедентных по своим масштабам комплексных контракта с Алжиром и Венесуэлой, аналогов которым не было даже во времена СССР. В совокупности эти две пакетные сделки оцениваются почти в 10 млрд долларов, что составляет почти половину портфеля заказов "Рособоронэкспорта", который достиг астрономической суммы в 25 млрд долларов. На этом фоне даже традиционные импортеры российских вооружений -- Индия и Китай -- выглядят весьма скромно.

Алжирские и венесуэльские контракты отличаются не только большими объемами, но и широкой номенклатурой. Примерно половина из 10 млрд долларов приходится на контракты по поставкам истребителей Су-30 и МиГ-29, а также вертолетов Ми-35 и Ми-17. Помимо авиатехники эти страны заказали у нас современные системы ПВО С-300 и Тор-М1 и новые подводные лодки. А Каракас даже решился на приобретение крупной партии стрелкового оружия, в частности автоматов Калашникова. Этот контракт стоимостью почти 450 млн долларов имеет важное военно-политическое значение, так как впервые в современной истории наша страна не только продала лицензию на выпуск знаменитых автоматов АК-103, но и взялась построить "под ключ" завод по их производству. Такой внушительный задел позволяет предположить, что экспорт российской военной техники будет расти и впредь. По словам Сергея Иванова, "на 2007 год российским оружейникам установлен план экспорта на уровне 7,5 млрд долларов". Тем не менее нельзя не признать, что успехи наших военных экспортеров стали возможны во многом благодаря позиции политического руководства страны, которое по настоянию "Рособоронэкспорта" приняло решение о списании долгов сначала Сирии, а затем и Алжиру. В общей сложности этим странам Россия простила почти 15 млрд долларов долга в обмен на оружейные контракты. И если по отношению к Дамаску такая политика имела хоть какое-то оправдание -- бедная Сирия свой долг никогда бы не отдала, то купающийся в нефтедолларах Алжир вполне мог бы и заплатить по долгам, и закупить необходимые ему вооружения, пусть и в меньшем объеме. Теперь же Москва волей-неволей возвращается к порочной практике торговли оружием, существовавшей в СССР. Так, Иордании мы выделили кредит на сумму 350 млн долларов на закупку у нас военно-транспортных самолетов и гранатометов, а Индонезии -- 1 млрд долларов на приобретение истребителей Су-30, вертолетов и подводных лодок. Единственное, что играет нам на руку в этой ситуации, -- постоянный рост цен на продукцию отечественного ВПК, которую Россия отправляет на экспорт. Так, если еще шесть-семь лет назад истребитель семейства Су-27/Су-30 вместе со стандартным комплектом средств авиационного поражения стоил около 30-35 млн долларов, то сейчас такой самолет продается уже за 50-55 млн долларов.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Два типа изоляции
    В феминистическом хорроре «Приди ко мне» рассказывается страшная сказка о тоталитарной секте, изолировавшейся от мира в ирландском лесу. А снятый в трешевой стилистике провокативный сериал «Колл-центр», это история о террористическом захвате и удержании сотрудников московского «магазина для взрослых»
  2. Президентские выборы в США пойдут не по сценарию
    Американцы оказались в небывалой ситуации. Под вопросом не только традиционная процедура голосования, но и сами выборы
  3. Аналитики Reuters дали прогноз по курсу доллара
    Доллар теряет привлекательность, но сохраняется большая вероятность резкого повышения спроса на надежные валюты во второй половине года
Реклама