По словам представителя Генпрокуратуры Марины Гридневой, столь масштабная и внеплановая проверка проводится впервые. Как оказалось, количество жалоб, поступающих от граждан на сотрудников ГИБДД, за последнее время увеличилось. «Это не только случаи взяточничества и злоупотребления должностными полномочиями, но и незаконные поборы, и вымогательство денежных средств. Также установлены факты продажи водительских удостоверений сотрудниками служб, отдельные из которых совмещают предпринимательскую деятельность с работой в органах», -- сообщила Гриднева.
Мало кто считает создавшуюся ситуацию обыденной. В основном такого мнения придерживаются представители ГИБДД. «Это обычная проверка исполнения законодательства, такие проверки были и раньше», -- заявил бывший начальник ГИБДД, а ныне депутат Госдумы Владимир Федоров «Эху Москвы». Однако многие склонны думать иначе, рассматривая предстоящие проверки как пиар-акцию Юрия Чайки. «Дело не в том, что жалобы участились. Действия Генпрокуратуры – показная акция. У ведомства новый генпрокурор, которому необходимо продемонстрировать успехи своей деятельности. Если б хотели, боролись бы давно. Подобные проверки ни к чему не приведут, "наскоками" проблему не решить. Проверки Генпрокуратуры закончатся ничем – в итоге они найдут нескольких мальчиков для битья, и ситуация никак не улучшится», -- сообщил «Эксперту Online» заместитель главного редактора журнала «Автомир» Александр Жихарев.
А вот Движение автомобилистов России, в свою очередь, поддержало эту акцию. «Мы приветствуем решение Генпрокуратуры начать проверку ГИБДД. Совсем недавно во время беседы с журналистами президент нашей страны призвал навести порядок в этой сфере и перестать водителям самим предлагать взятки. Но за инспекторами также нужен контроль!» -- заявил «Эксперту Online» вице-президент движения Леонид Ольшанский. Он уверен, что если проверка будет комплексной, в ее эффективности можно не сомневаться.
Истина, как обычно, где-то посередине. О нарушениях деятельности сотрудников ГИБДД известно всем, давно и не понаслышке. Что касается увеличения количества жалоб на инспекторов, они также поступают в Генпрокуратуру давно, и, как отметил Жихарев, обычно их увеличение/уменьшение колеблется в пределах 5%. Несомненно, в ходе проверок ведомство выявит нарушения и накажет виновных. Но вот изменит ли это что-нибудь? По мнению лидера Движения автомобилистов России, депутата Госдумы Виктора Похмелкина, результатом проверки должна стать постановка вопроса о реформе ведомства. Идея смелая, но скорее утопическая. Проблем у ГИБДД хватает, но все же не настолько, чтобы ее реструктурировать.
Сегодня в ГИБДД наблюдается острый дефицит кадров. Как рассказал Жихарев, когда московского гаишника ловят на взятках или других нарушениях, действует следующая практика: инспектор «добровольно» пишет заявление о переводе из Москвы куда-нибудь в область, а спустя какое-то время его «возвращают» обратно, поскольку сотрудников, особенно опытных, не хватает.
Круг вновь замыкается на вечно обсуждаемом вопросе «тяжелой» жизни гаишников. Все банально – чтобы обеспечить приток кадров и искоренить взяточничество, милиционерам нужно обеспечить достойный уровень жизни. «Нормальный уровень жизни – это значит, что человек, заходя в магазин, не смотрит на ценники, может позволить себе отдых с семьей хотя бы раз в год, успешно решает свою жилищную проблему», -- отметил Жихарев. Естественно, этой меры недостаточно, потому что обеспечить достойную зарплату еще не значит победить коррупцию. Нужен целый комплекс мер. Технические средства, например видеокамеры слежения. Работа над законодательством в конце концов. «Если инспектор совершает правонарушение, нужно, чтобы он понимал свою ответственность, зная, что это будет обнаружено. А сейчас такие факты выявляются случайно. Да и сама система побуждает людей давать штрафы – оплата штрафа должна быть такой же простой, как и дача взятки. Тогда автолюбители не будут предлагать инспекторам взятку, а инспекторы, если им будет что терять, не будут ни вымогать, ни брать деньги прямо на дороге», -- резюмировал Жихарев.
О законодательстве, кстати, разговор особый. По мнению Ольшанского, главная проблема заключается в том, что взятки начинаются уже в парламенте: «ГАИ лоббирует через депутатов взяткоемкие и коррупционные статьи». Так, сейчас «балльная» система запрещена, «а они ее толкают, в то время как она лишь провоцирует автомобилистов давать взятки чиновникам», утверждает вице-президент движения. Представим: за некое правонарушение вам грозит штраф в 500 рублей. На месте вы даете гаишнику половину, то есть 250 рублей, и спокойно уезжаете. Если вы знаете, что помимо штрафа за правонарушение будут начислены баллы (а когда их накапливается определенное количество, водительское удостоверение изымается), вы даете взятку в два, а то и в три раза больше, чтобы опять же решить проблему на месте и сохранить права.
Ольшанский привел пример очевидного нарушения чиновниками законодательства: на данный момент в КоАП запрещены эвакуаторы и блокираторы, однако среди столичных автомобилистов найдется немало тех, кто выйдя из ресторана или с работы, не нашел свою машину на том месте, где оставил. Хотя в примечании к статье 12.19 КоАП РФ прямо сказано, что в случае неправильной парковки транспортного средства «категорически запрещена эвакуация и блокировка». Кроме того, за нарушение этого пункта чиновники должны быть оштрафованы, а сама техника (эвакуаторы) конфискована. Таким образом, утверждает Ольшанский, происходит подмена федерального закона подзаконными актами, подписанными мэрами или губернаторами. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в других крупных городах России эти правила не соблюдаются. «При эвакуации сотрудники показывают вам решение за подписью мэра города, который таким образом плюет на подпись президента России», -- отметил Ольшанский. Подобных примеров масса, и это нарушения уже вовсе не на уровне дорожных инспекторов.
Еще один важный аспект проблемы – отношение к ситуации самих автолюбителей. Понятия добропорядочности и честности среди водителей весьма относительны. «Тот факт, что инспектор взял на лапу, среди водителей считается вполне естественным, поскольку зачастую они сами выступают инициаторами. А вот если инспектор вымогает взятку – тогда это уже "плохо", и в Генпрокуратуру поступают жалобы», -- справедливо отметил Жихарев.
Этим список трудностей не исчерпывается. Вышеперечисленного уже достаточно, чтобы сделать вывод, что для реального улучшения ситуации необходимы почти нечеловеческие усилия. «Если разберутся хотя бы с эвакуаторами, автомобилисты уже вздохнут свободнее», -- уверен Ольшанский. Не спорю. Но одними эвакуаторами сыт не будешь, а проведение столь шумной акции еще больше дискредитирует российскую милицию, особого доверия к которой что простые граждане, что автомобилисты не испытывают.