Комиссар Совета Европы по правам человека Томас Хаммарберг обнаружил, что в Чечне пытают подследственных. По его словам, он получил доказательства того, что «людей не только избивают, но и пытают и под пытками заставляют подписывать признания в несовершенных преступлениях». Об этом после инспекции республики он рассказал и. о.президента Чечни Рамзану Кадырову.
«Некоторые жалуются начальству, но с ними обращаются еще жестче», -- подчеркнул Хаммарберг. Причем это «целая система, а не единичные случаи». Такую правду жизни комиссар СЕ узнал в ходе посещения следственного изолятора, где беседовал с подследственными, находящимися в трех камерах.
Рамзан Кадыров поддержал тему: оказывается, у него тоже «есть серьезные вопросы по этой проблеме к Оперативно-розыскному бюро Главного управления МВД России по Южному федеральному округу». «Я неоднократно ставил вопрос о том, что в этой структуре нарушают права человека, применяют силу к задержанным, однако мои требования навести порядок были восприняты как попытка подчинить себе это подразделение, -- признался молодой кандидат в президенты Чечни. -- Если у меня спросят, как быть с этой структурой, я буду добиваться наказания виновных и наведения порядка».
Похоже, комиссар не слишком полагается на слово Кадырова. «Я буду встречаться в Москве с представителями федеральных органов власти и проинформирую их об этой ситуации», -- пообещал он.
Чеченские правозащитники сегодня снабдят комиссара СЕ Хаммарберга «подробным докладом о пытках в этом подразделении, подготовленным правозащитными организациями», сообщил уполномоченный по правам человека в Чечне Нурдин Нухажиев. «Оперативно-розыскное бюро ОРБ-2 содержит на своей территории незаконно следственный изолятор. Это противоречит действующему российскому законодательству. Однако изменить ситуацию нам не удается», -- пожаловался он иностранцу.
И попросил поговорить в Москве об этом на самом серьезном уровне.
Кадыров указал, что претензии у него есть лишь к ОРБ-2 ГУ МВД ЮФО, а к другим – нет. «Подобных вопросов к структурам других силовых и правоохранительных федеральных ведомств, дислоцированным в Чечне, не возникает», -- сказал он.
«Если я по воле Всевышнего стану президентом Чечни, я со всей ответственностью заявляю, что в Чечне не будет ни одного факта похищения человека или нарушения прав человека правоохранительными органами», -- заявил Кадыров Хаммарбергу.