Дорогая нефтедобыча

Александр Кокшаров
6 февраля 2007, 14:50

Одним из факторов, поддерживающих цены на нефть на высоком уровне, стали резко возросшие издержки нефтедобычи. При ценах ниже 40 долларов за баррель крупнейшие западные нефтяные компании перестают обеспечивать прибыль.

После падения в январе цены на нефть вновь стали расти, подобравшись к 60 долларам за баррель. По состоянию на 5 февраля нефтяные цены достигли 59,20 долларов за баррель – заметный рост по сравнению с уровнем 49,90 долларов за баррель еще 18 января. Среди факторов, которые повлияли на повышательную тенденцию, стали похолодание в США (что резко повысило спрос на мазут), вступление с февраля в силу новых, уменьшенных квот на добычу странами ОПЕК и столкновения с антиправительственными повстанцами в Нигерии, приведшие к перебоям с поставками из этой страны.

Высокие цены на нефть в прошлом году позволили нефтяным компаниям отрапортовать о не менее высоких прибылях. В начале февраля крупнейшая из акционерных нефтяных компаний американская Exxon Mobil сообщила о прибыли в 39,5 млрд долларов в 2006 году. Англо-голландская группа Royal Dutch / Shell объявила о росте прибыли на 25% -- до 25,4 млрд долларов в 2006 году. Британская компания BP 6 февраля должна объявить о прибыли в 2006 году в размере около 21,3 млрд долларов.

Однако в четвертом квартале 2006 года прибыль как у нефтяных гигантов Exxon Mobil, Shell или BP, так и у компаний второго эшелона (ConocoPhillips, Andarko и Occidental Petroleum) оказалась заметно (на 5--10%) ниже, чем в предыдущие месяцы. Падение прибыли было вызвано не только снижением цен (достигших пика в 78,4 доллара за баррель в июле 2006 года, а затем снизившихся), но и с ростом издержек. Исследование, опубликованное компанией Cambridge Energy Research Associates (CERA), специализирующейся на консалтинге в области энергетики, показывает, что с 2004 года издержки международных нефтяных компаний выросли местами более чем на 50%. «Резкий рост затрат стал одной из главных проблем нефтяной отрасли, который влияет на решения топ-менеджеров», -- отметил в отчете Данэль Ергин, председатель CERA и автор бестселлера об истории нефтяного бизнеса «Добыча».

«В плане затрат нефтедобычи сформировался так называемый двойной пузырь. С одной стороны, в последние годы резко выросли цены на сталь и другие металлы, используемые для производства техники в разведке и добыче. С другой стороны, рост цен на нефть привел к росту активности компаний в разведке и добыче, что создало дефицит как на буровое оборудование, так и на квалифицированный персонал – геологов и инженеров. Сочетание этих факторов ведет к тому, что стоимость освоения нефтяных проектов выросла, в зависимости от конкретного местоположения, от 43 до 52%», -- рассказал «Эксперту Online» Тим Эванс, аналитик по нефти инвестбанка Citigroup.

Рост конкуренции между ведущими нефтяными компаниями лишь усугубил проблему растущих затрат – компании пытаются компенсировать падающую или стагнирующую добычу, начиная новые проекты, с целью увеличения зачисленных на баланс запасов и собственно добычи. Реализация многих из этих проектов, часто находящихся на шельфе или в сложных геологических или климатических условиях, стала возможна лишь благодаря высоким ценам – при 20 долларах на баррель они были бы нежизнеспособны. БОльшие масштаб и сложность этих проектов приводит к дальнейшему росту затрат. И даже несмотря на то, что цены на нефть несколько снизились после июльского пика, на затратах это не отразилось.

«Нефтедобыча оказалась жертвой собственного успеха. Высокие цены на нефть, которые еще два года назад в отрасли воспринимались как несомненно положительный фактор, сегодня увеличивают затраты. Растущие затраты делают нефтяные компании более уязвимыми в случае снижения цен, которое предсказывают некоторые аналитики. В результате маржа у нефтяников падает и они заинтересованы в том, чтобы цены оставались высокими и ни в коем случае не падали слишком низко», -- рассказал «Эксперту Online» Саймон Уорделл, старший экономист по энергетике исследовательского центра Global Insight.

Например, Shell столкнулась с невозможностью осуществления своих основных проектов по первоначальным бюджетам – прежде всего в проектах на Сахалине, в Канаде (месторождение нефтеносных песков Атабаска) и в Катаре (проект ликвификации природного газа Перл). Так, на реализацию проекта Перл предполагалось потратить 5--6 млрд долларов. Однако за последние два года оценка расходов выросла до 12--14 млрд долларов.

Согласно исследованию инвестбанка Merrill Lynch, Shell нуждается в сохранении нефтяных цен на уровне 55 долларов и выше для того, чтобы покрывать нынешние издержки, выплачивать дивиденды акционерам и финансировать реализацию будущих проектов. Этот уровень значительно выше конкурентов: у BP -- 46 долларов за баррель и у Exxon Mobil – 40. При этом Shell ожидает, что ее добыча будет расти всего на 1--2% в год в течение ближайшего десятилетия. У конкурентов темпы роста нефтедобычи оказываются также низкими – 80% резервов нефти находятся на балансах национальных нефтяных компаний (например, в Саудовской Аравии, Иране, Кувейте, Венесуэле и т. д.), поэтому закрыты для международных нефтяных гигантов. Низкие темпы роста добычи и высокие издержки нефтяных компаний приводят к тому, что компании начинают смотреть за пределы традиционной углеводородной энергетики. Так, новый президент французской компании Total Кристоф де Маржери заявил, что его компания из-за жесткой конкуренции на нефтегазовом поле собирается выходить в сектор ядерной энергетики.