Проблема «молчунов», тех, кто не выбрал частную управляющую компанию (УК) или негосударственный пенсионный фонд (НПФ) для управления своими пенсионными накоплениями, всерьез взволновала всю экономическую и политическую общественность.
Суть проблемы в следующем -- «молчунов» за пять лет с начала проведения пенсионной реформы оказалось гораздо больше, чем инициативных. Объем денег под управлением Внешэкономбанка (ВЭБ), который государство наделило полномочиями инвестировать пенсионные деньги «молчунов», ежегодно растет опережающими темпами: так, еще в 2004 году в управлении ВЭБ находилось 92,4 млрд рублей пенсионных накоплений, в 2005 году – уже 176,9 млрд рублей, а в 2006−м – 267,1 млрд рублей. В то же время в распоряжении негосударственных управляющих компаний и НПФ сегодня всего лишь 6,5 млрд рублей (то есть чуть больше 2% от всех пенсионных накоплений). И это вызывает серьезные опасения.
Дело в том, что количество «молчунов» растет гораздо быстрее, чем государственный долг России. А это значит, что скоро госбумаг, в которые можно инвестировать пенсионные средства (ВЭБ имеет право на 80% пенсионных денег покупать ОФЗ, а на остальные 20% — еврооблигации), на всех «молчунов» не хватит. Увеличение присутствия пенсионных денег на рынке ГКО—ОФЗ приведет к фактической утрате ликвидности рынка. К тому же накопления будущих пенсионеров, не выбравших частного управляющего и оставшихся в управлении Внешэкономбанка, обесцениваются из-за инфляции. В 2006 году доход, полученный ВЭБом для пенсионеров, — лишь 5,7%.
Первым на проблему откликнулся глава Минсоцздрава Михаил Зурабов. Он предложил все деньги «молчунов» передать Пенсионному фонду на выплату нынешним пенсионерам, решив одновременно проблему дефицита ПФР. В дальнейшем накопления «молчунов» должны пополнить страховую часть пенсии — условный пенсионный капитал, индексируемый в зависимости от инфляции и роста зарплат.
Предложение Зурабова вызвало широкий резонанс во всей экономической и политической общественности. Свое негативное отношение к его идеям высказали все, начиная от Минэкономразвития и кончая «Единой Россией».
«Мы не будем поддерживать данную идеологию реформирования пенсионной системы — это идеология, которая приведет к обману, — возмутился лидер партии "Единая Россия" Борис Грызлов. -- Подобные новации направлены на изъятие средств у граждан, родившихся после 1967 года». Глава ФСФР Олег Вьюгин заявил, что инициатива Минздравсоцразвития по сворачиванию пенсионной реформы «плохо пахнет», поскольку «государство не имеет права объявлять крупные реформы, а потом брать их и сворачивать». «Расцениваем предложение Минздравсоцразвития как фактически ликвидацию накопительной системы. Учитывая то количество "молчунов", которое сейчас есть, эти предложения будут иметь негативные долгосрочные последствия», — сказал замглавы Минэкономразвития РФ Андрей Шаронов.
По словам Шаронова, возникающий дефицит Пенсионного фонда при реализации предложений Минздравсоцразвития можно будет компенсировать только двумя способами, а именно: повышением пенсионного возраста до 70 лет либо повышением ставки ЕСН в полтора раза. «Другим важным последствием этих предложений станет тот факт, что мы лишимся серьезного инвестиционного ресурса в виде накопительных пенсионных средств», — сказал Шаронов.
Возмутившиеся инициативами Зурабова не остались голословны, а предложили свой вариант выхода из пенсионного кризиса. Наиболее радикальным он оказался у Минэкономразвития. Так, чиновники МЭРТ настаивают на передаче средств в управление частным компаниям. Минэкономразвития РФ в феврале внесет в правительство поправки в закон об инвестировании пенсионных накоплений, позволяющие управлять средствами так называемых «молчунов» частным управляющим компаниям, заявил директор департамента программ социально-экономического развития министерства Саид Баткибеков.
По словам Баткибекова, согласно поправкам в законопроект, средства «молчунов» будут автоматически распределяться между этими компаниями. При этом он отметил, что если гражданин захочет сохранить свои средства в государственной управляющей компании, то он такое право имеет, но для этого ему нужно будет написать уведомление.
Независимые эксперты и представители частных управляющих компаний считают, что проблема «молчунов» в том, что их просто не обязали сделать выбор. «Позиция Грефа определенно разумнее предложений Зурабова, -- считает доктор экономических наук, научный руководитель Центра социальных инноваций Евгений Гонтмахер. -- Накопительная часть пенсии имеет принципиальное значение независимо от ее размера – ведь она позволит нынешним молодым работникам в будущем иметь существенную прибавку к пенсии, которая к тому же не будет ограничиваться никакими максимумами». К тому же, по его словам, наличие накопительной системы является своеобразным стимулом к высоким заработкам и «белым» зарплатным схемам.
Причины появления такого большого количества «молчунов» понятны -- государство не провело должной PR-кампании. «Государство отказалось от роли агитатора. А надо было распиарить суть пенсионной реформы везде, чтобы даже школьники знали и понимали, какая им от этого польза! Как только молодые люди увидели бы свой интерес, половина была бы уже в частных УК», -- уверен Гонтмахер.
«Деньги "молчунов", которые находятся в ВЭБе, следует передать в частные УК и расширить финансовые инструменты, -- предложил в беседе с корреспондентом "Эксперта Online" гендиректор управляющей компании "КИТ Финанс" Владимир Кириллов. -- Механизм есть: есть УК, паевые фонды, понятно, как это работает, ответственность и прозрачность высокая, контроль жесткий».
«Нужно граждан обязать выбрать УК. Это будет добровольно-принудительный принцип, каждый будет обязан выбрать, будет иметь право поменять УК. Средства тех, кто не выберет, будут распределены по некоторой математической модели среди выигравших конкурс компаний», -- считает Кириллов. По его мнению, таких компаний должно быть 10-20. «Это привлечет и крупных западных игроков на этот рынок, они будут увеличивать стандарты управления активами, позволят создать много новых инструментов. Я вижу в этом только сплошные плюсы», -- говорит Кириллов.
«Проблема разрешилась бы, если бы граждан обязали выбрать между частными и государственной УК, -- считает президент управляющей компании "Тройка Диалог" Павел Теплухин. – Тогда "молчунов" просто-напросто не существовало бы. И это изначально было задумано. Когда разрабатывалась реформа, предполагалось, что каждый гражданин должен будет в любом случае написать заявление, а не по умолчанию оставлять деньги в ВЭБе. Но потом сообразили, что желание должно быть тайным, оформлено в виде письма, после этого стали письма рассылать по адресам, они часто не доходили до адресата, потом не могли установить, кто будет подтверждать подписи, так государство само создало себе проблему». По мнению Павла Теплухина, учитывая то, что доходность у частных УК гораздо выше государственной и интерес граждан к пенсионным накоплениям повышается, введение обязательного выбора управляющей компании обеспечило бы переток денег к частникам.
Управляющие считают, что заработают значительно больше ВЭБа. Так, по словам заместителя гендиректора УК «Уралсиб» Натальи Плугарь, в среднем в прошлом году частные УК заработали 20% прибыли по пенсионным деньгам. По данным Павла Теплухина, за два года управления пенсионными деньгами доходность «Тройки Диалог» превысила 100%.
В то же время, с грустью отмечает Теплухин, предложения Зурабова все же могут быть приняты. В предвыборный год очень здорово повысить пенсии нынешних пенсионеров за счет будущих, ведь пенсионеры – это наиболее активный электорат.