Минус 3%

Герман Греф предложил снизить на 3% НДС и уничтожить налоговые льготы по этому налогу. Предприниматели и эксперты считают такое снижение несущественным, а к нивелированию льгот относятся положительно. По их мнению, единая ставка для всех должна составлять 10-13%.

Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф предложил снизить ставку НДС с 2009 года с 18% до 15% и одновременно отменить льготную ставку НДС. «Задача номер один, которая стоит перед нами, -- решение вопросов НДС. Здесь вполне можно будет двигаться по пути снижения ставки НДС и отмены льгот. Думаю, если выйдем на снижение ставки до 15%, то это вполне нормально. Можно это было бы делать с 2009 года и одновременно отменить льготную ставку», -- сообщил в интервью «Интерфаксу» Герман Греф.

Сейчас в России действует ставка НДС в размере 18%. При этом ряд предприятий и организаций облагаются налогом по льготной ставке в 10%. Это предприятия, занимающиеся реализацией ряда продовольственных товаров – мяса, рыбы и птицы (за исключением деликатесов), молочных продуктов, хлебобулочных изделий, товаров для детей, продавцы периодических печатных изданий, медицинских товаров.

«Нам надо идти на снижение НДС для стимулирования экономического роста, стимулирования выхода предприятий из тени, -- пояснил "Эксперту Online" позицию Грефа директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач. -- Однако до 2009 года этого делать не следует – экономика еще к этому не готова. Что же касается отмены льгот, то это нужно для того, чтобы уменьшить потери бюджета и выровнять условия налогообложения – уменьшить издержки администрирования». Однако относиться к снижению НДС надо очень осторожно, говорит чиновник, ведь, например, не ясно, какая у нас полная динамика по социальным обязательствам, включая растущий дефицит Пенсионного фонда, и прочее.

Эксперты и предприниматели инициативе Минэкономразвития рады, но находят предложенное снижение совсем несущественным. «Очень хорошо, что МЭРТ озаботился проблемой снижения НДС, -- сообщил "Эксперту Online" заместитель главы комитета РСПП по налоговой политике Сергей Беляков. -- Причины, по которым ставку надо снижать, просты. Это очень высокие издержки бизнеса, связанные с НДС – не напрямую вызванные высокой ставкой, а вызванные проблемой администрирования, особенно это касается тех компаний, которые занимаются высокой степенью переработки и созданием продукции с высокой добавленной стоимостью. Практически все компании испытывают сложности с вычетом и возмещением НДС, и дело не сдвигается с мертвой точки. Снижение ставки хоть в какой-то мере решило бы эту проблему – если вопрос возврата не будет решен, то хоть платить меньше придется».

К тому же криминальный бизнес, связанный с незаконным возмещением НДС из бюджета, из-за которого страдают честные налогоплательщики, станет менее рентабельным.

Но, по мнению Белякова, решить эти проблемы может более радикальное снижение ставки НДС – до 10-13%. Тогда можно нивелировать и налоговые льготы на социально значимые товары.

Ведь различные льготные ставки – это источник появления разного рода схем, когда под видом реализации льготируемых групп товаров происходит уклонение от уплаты налогов.

По расчетам Белякова,  снижение ставки НДС значительно увеличит инвестиционные потоки предприятий – ведь в основном инвестиции осуществляются ими за счет собственных средств. «При ставке 13% даже если половина высвободившихся средств пойдет на инвестиции, этот объем будет больше, чем весь инвестфонд в 2007 году (около 200 млрд рублей)», -- уверен Беляков.

По мнению руководителя налогового комитета общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России» Александра Паперно, предложение Грефа почти никак не изменит ситуацию для бизнеса. Действовать, по его словам, надо кардинальными методами. «Проблема даже не в том, насколько снизить ставку, а в том, что нужна другая методология. НДС – это сейчас самый коррупционноемкий налог, чиновники этим пользуются. Такого количества проверок, как в случае с НДС, нет ни с одним другим налогом. 5-6% трудоспособного населения обслуживает этот налог», -- говорит Паперно.

Вместе с тем, по словам Паперно, налог должен быть максимально простым. «Мы поддерживаем любой налог вместо НДС, в том числе налог с продаж», -- говорит специалист. Хорошим выходом было бы введение прямого оборотного налога, составляющего 0,75-1% с оборота. По мнению Паперно, НДС порождает «черные» зарплаты, половину теневых схем бизнеса и контрабанду.

А вот генеральный директор ведущего российского производителя лекарств «Нижфарм» Андрей Младенцев убежден, что снижение НДС вообще ничего не даст: «На мой взгляд, государство должно довести до конца самую важную для всех отраслей государственную программу – снижение административных барьеров. Пока они велики, не имеет особого значения размер ставки НДС: бизнес все равно развивается недостаточно активно».

К единой ставке НДС Младенцев относится положительно: нынешние льготы все равно не соотносятся с существующими государственными программами. Сегодня нет комплексных программ по поддержке какой-либо отрасли, и, соответственно, разница в ставке НДС – это всего лишь результат переговоров по той или иной отрасли промышленности, а не результат утверждения федеральных государственных программ. «Поэтому я за то, чтобы ставки были едины для всех», -- говорит Младенцев.