Операция по спасению московских альпинистов, застрявших на пятитысячнике Джангитау в Приэльбрусье, координируется из Терскола (Кабардино-Балкария) – в этом горном поселке расположена Поисково-спасательная служба «Эльбрусская». В воскресенье вечером один радиолюбитель сообщил в МЧС Кабардино-Балкарии, что поймал сигнал альпинистов, терпящих бедствие на одной из самых высоких вершин Приэльбрусья. Фактически тогда же начала формироваться спасательная группа, в которую сейчас входят около 50 человек и два вертолета. Спасательная операция началась в понедельник рано утром.
В беду попали трое московских альпинистов. Руководитель группы – Максим Земляников – в результате срыва или камнепада погиб. Другой участник восхождения – Максим Быков – сломал ногу и не может передвигаться, их спутница Анастасия Стаканова жива и здорова. Они находятся на Безенгийской стене горы Джангитау примерно на высоте 4 900 метров.
Снять москвичей с помощью вертолета невозможно, так как летательной машине в этом месте просто негде зависнуть. Поэтому вызволять альпинистов будет головная группа спасателей из пяти человек, которая в понедельник вечером была высажена на Безенгийской стене. «Спасателям предстоит подняться по стене с высоты 3 500 метров до 4 900 метров. Это ледово-скальный маршрут, и при хорошей погоде его проходят за 10 часов. Но операция осложняется плохой погодой – вчера весь день шел снег, сегодня туман – так что отряд за целый день прошел только половину маршрута», -- рассказал «Эксперту Online» замначальника ППС «Эльбрусская» Абдулла Гулиев. «Группа сможет достичь альпинистов в лучшем случае сегодня вечером. Если бы не туман, вертолет мог бы высадит на гребне стены другую группу, которой только и надо было бы, что спуститься около 100 метров» .
Спасатели надеются, что выжившим альпинистам не грозит смерть, даже если операция затянется. В понедельник вертолет сбросил им пакет с продуктами, сбросить теплые вещи со следующего захода не смог из-за резко ухудшившейся видимости. Но холод, так же как кислородное голодание (и вызываемое им помутнение рассудка, которое альпинисты называют «горняшка») им не грозит, так как они уже около десяти дней находятся на маршруте и успели акклиматизироваться. «Видимо, это подготовленные ребята, хотя глупо было идти по этому маршруту зимой, когда повышается лавиноопасность и наращивается лед. Его надо ходить летом», -- говорит Абдулла Гулиев.
Однако некоторые эксперты считают, что попавших в беду москвичей нельзя назвать опытными альпинистами. «Маршрут, которым они шли, так называемый траверс Безенгийской стены, не так уж сложен технически, но требует основательной подготовки и огромной выносливости. Много дней приходится выживать на высоте около пяти тысяч метров. Это летний маршрут, а альпинистов, которые могут ходить по нему зимой, можно пересчитать по пальцам», -- рассказал «Эксперту Online» известный альпинист Юрий Кошеленко (в 2001 году в составе российской команды он взошел на последний непокоренный восьмитысячник планеты, в 2004 году получил одну из самых престижных альпинистских наград в мире «Золотой ледоруб»). По мнению Кошеленко, действия москвичей попахивают авантюризмом. «Они еще взяли с собой девушку, значит, плохо представляли, что им предстоит. Я не сомневаюсь, что выжившие альпинисты будут спасены. Я хорошо знаю ребят, участвующих в операции – это классные профессионалы, если надо, они будут вгрызаться в ледник и ночью», -- говорит Юрий Кошеленко.