Из болгар в греки

Москва, 15.03.2007
Строительству нефтепровода Бургас--Александруполис, разговоры о котором продолжались почти 13 лет, дано мощное политическое ускорение. Сегодня в присутствии президента России, премьер-министров Греции и Болгарии подписано соглашение, переводящее реализацию этого проекта в практическую плоскость.

Россия, Болгария и Греция договорились о совместном строительстве нефтепровода, который соединит болгарское черноморское побережье с греческим побережьем Эгейского моря, протяженностью около 300 км и мощностью 35-50 млн тонн в год. Планируется, что танкеры из российских черноморских портов будут доставлять нефть в морской терминал в болгарском порту Бургас, который может принимать корабли грузоподъемностью до 150 тыс. тонн, откуда она будет перекачиваться в греческий глубоководный порт Александруполис для дальнейшей транспортировки в страны Средиземноморья и по всему миру. При этом предусмотрено использование технологии последовательной перекачки нефти разных сортов.

Реализация проекта обойдется приблизительно в 1 млрд евро. Однако для России овчинка явно стоит выделки -- по предварительной оценке, только годовой эффект от разницы в стоимости между транспортировкой нефти по этому трубопроводу и ее транспортировкой через Босфор и Дарданеллы может составить около 1 млрд долларов.

Подписанное сегодня соглашение предусматривает создание единого трубопроводного консорциума «Бургас--Александруполис», в котором 51% в равных долях будет принадлежать российским «Роснефти», «Газпром нефти» и «Транснефти». В международную проектную компанию кроме российских участников войдут с болгарской стороны -- проектная компания «Бургас--Александруполис БГ» (24,5%), с греческой -- Hellenic Petroleum, Thraki и правительство Греции (тоже 24,5% на троих).

При этом, как заявил накануне замминистра промышленности и энергетики Андрей Дементьев, хотя акционеры проекта получат равный доступ к прокачке своей нефти, «мы предполагаем, что фактически Бургас--Александруполис станет как бы частью нашей трубопроводной системы».

Комментарии российских официальных лиц полны оптимизма. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев считает, что строительство займет полтора года, правда, если не считать время подготовки технико-экономического обоснования. По его мнению, если ТЭО будет готово к концу 2007 года, в середине 2009 года уже могут начаться поставки нефти. С ним согласен вице-премьер Сергей Нарышкин, который заявил, что «по оптимистичным прогнозам, строительство нефтепровода может начаться в начале 2008 года, за год нефтепровод будет построен и в начале 2009 года заработает». А глава Минпромэнерго Виктор Христенко сообщил, что несмотря на то, что соглашение должно быть ратифицировано парламентами трех стран, тем не менее с момента подписания оно создает все стартовые условия для запуска проекта. «Рассчитываем, что в первом полугодии уже этого года будет создана юридически международная проектная компания, в ближайшее время ей удастся завершить работу над ТЭО проекта и выйти непосредственно на подписание соглашения с Болгарией и Грецией по транзиту нефти между этой компанией и соответственно Болгарией и Грецией», -- заявил министр. В свою очередь, президент «Роснефти» Сергей Богданчиков заверил, что трубопровод будет заполнен, а поставки нефти гарантированы.

Подписание соглашения о строительстве трансбалканского нефтепровода можно считать серьезным успехом – для России он стратегически важен, поскольку позволит не только решить проблемы с проходом танкеров через черноморские проливы, но и станет еще одним козырем в отношениях между нашей страной и Турцией. Не секрет, что Турция для России не менее рискованное транзитное государство, чем Украина или Белоруссия, поскольку ее интересы далеко не всегда совпадают с российскими. Например, периодически у России возникают проблемы с проходом танкеров через Босфор. Симптоматично, что на днях президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов объявил о замораживании строительства НПЗ в Турции и о расширении производства на НПЗ в болгарском Бургасе с 7,5 млн до 10 млн тонн в год.

Не менее важно, что наконец-то удалось склонить на свою сторону болгарские и греческие власти, на которые все эти годы оказывали серьезный нажим их американские союзники. Ведь из Бургаса в Александруполис может пойти не только российская, но и каспийская нефть, о возможности чего, кстати, сегодня уже заявили представители американской компании Chevron и казахстанского «Казмунайгаза». А США в первую очередь волнуют не проблемы диверсификации путей транспортировки российских энергоносителей в страны ЕС, а снижение зависимости Украины и Польши от поставок российских нефти и газа. Недаром в качестве альтернативы трансбалканскому выдвигались проекты  нефтепроводов Одесса--Броды--Гданьск и Бургас--Влера (Албания).

Однако, судя по всему, российские предложения показались двум балканским странам более интересными. В обмен на закрепление России в качестве стратегического поставщика энергоносителей в страны Средиземноморья Болгария и Греция не только получат солидные деньги за транзит (а это десятки миллионов долларов), но и могут стать крупными региональными центрами транзита углеводородов на европейские и мировые рынки, не говоря уж о том, что надолго решат свои собственные энергетические проблемы.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. «Если Америка упадет, весь мир умрет»
  2. Граждане запасаются наличными
  3. Аппарат искусственной вентиляции американской экономики
Реклама