Трагическая посадка

Александр Попов
19 марта 2007, 10:43

Ту-134, принадлежащий авиакомпании UTair, выполнял рейс №471 по маршруту Сургут--Самара--Белгород. На его борту находились 50 пассажиров и 7 членов экипажа. Трагедия произошла 17 марта в 9.40 по московскому времени при посадке в самарском аэропорту «Курумоч». Во время приземления в тумане лайнер коснулся земли в четырехстах метрах до начала взлетно-посадочной полосы, задел крылом землю и развалился на части. Погибло 6 пассажиров, остальные получили ранения различной степени тяжести, в больницу увезли 28 человек.

Причины аварии пока официально не объявлены. Основных версий две – техническое состояние самолета (поломки могли быть в навигационной системе, дающей информацию о положении машины при заходе на посадку) и ошибка экипажа.

Бортмеханик самолета Александр Муратов сообщил в интервью телеканалу «Вести», что в бортовом журнале разбившегося Ту-134 была запись о проблемах с курсо-глиссадной системой, дающей экипажу информацию о положении машины при заходе на посадку. «Все было в штатном режиме, и никаких отказов, неисправностей на самолете не было. Единственное, недавно на этом самолете была запись в бортовом журнале об отказе... не отказе, а о работе курсо-глиссадной системы. То есть она работает периодически, небольшие какие-то отказы получаются», -- сказал Муратов, сам пострадавший при авиапроисшествии и находящийся в больнице. «Сопоставив все эти "за" и "против", командир выбрал, наверно, какую-то золотую середину, чтобы не верить этому отказавшему прибору», -- добавил он. В то же время Муратов выразил уверенность, что неисправность не стала непосредственной причиной трагедии, так как в самолете предусмотрено «двукратное, трехкратное дублирование всех систем».

В авиакомпании Utair утверждают, что лайнер был совершенно исправлен: неполадки, о которых говорил бортмеханик экипажа, были устранены до вылета Ту-134 из Сургута. «По имеющимся документам и имеющейся на сегодня у нас информации, воздушное судно вылетело из Сургута технически исправным, и все недостатки, отмеченные в предыдущем полете, были устранены», -- заявил президент авиакомпании Андрей Мартиросов в воскресенье вечером в эфире телеканала «Вести». Начальник службы по связям с общественностью UTair Юрий Мушихин заявил, что «руководство (компании) склоняется к тому, что происшествие произошло по причине сложнейших метеорологических условий – был сильный туман».

Эту версию подтверждает и Александр Муратов. По его словам, командир экипажа «до последнего землю не видел». И в последний момент дал взлетный режим и пытался уйти на второй круг. «Иначе, наверно, было бы еще хуже», -- сказал он.

«Я никак не мог ожидать, что такое может случиться, -- говорит Муратов. -- Я приношу извинения, свои извинения... родственникам погибших. Пусть поверят, что мы пытались сделать все возможное. Никто не хотел никого убивать...».

Специалисты уже приступили к расшифровке «черных ящиков». Из-за того что члены экипажа живы  и бортовые самописцы исправны, первые результаты расследования аварии будут объявлены, вероятно, уже завтра.

Министерство транспорта России создало комиссию для оказания помощи родственникам погибших и пострадавшим при аварии самолета в Самаре, а также для выяснения обстоятельств происшествия. Руководство авиакомпании выплатит компенсации родственникам погибших в размере 75 тыс. долларов и возьмет на себя все расходы, связанные с лечением и реабилитацией пострадавших в авиакатастрофе. Риски самолета, потерпевшего катастрофу, были застрахованы в СК «Югория» на сумму примерно 1,5 млн долларов.

Самарская авиакатастрофа, унесшая жизни всего шести человек (все-таки большая часть пассажиров осталась жива, что очень редко случается при крушениях самолетов), вновь актуализирует тему авиационной безопасности. По данным Межгосударственного авиационного комитета, только в 2006 году в авиакатастрофах погибло 318 человек. Самыми крупными авариями стали трагическая посадка Аirbus-310 авиакомпании «Сибирь» в Иркутске и упавший под Донецком Ту-154 авиакомпании «Пулково».

Падения самолетов еще в прошлом году были объявлены проблемой национальной безопасности. При правительстве была создана специальная комиссия, призванная решить вопрос повышения безопасности авиаперелетов, которую возглавил теперь первый вице-премьер Сергей Иванов. Проверки авиакомпаний проводила Генпрокуратура, а Минтранс рассматривал вопросы авиаперевозок на специальной коллегии.

Самарская трагедия вновь оживит правительственных чиновников, умеривших свой пыл со времен последней катастрофы самолета. По оценкам аналитиков, выводы правительственной комиссии могут определить судьбу лайнеров семейства Ту, которые чаще других попадают в катастрофы. Ни для кого не секрет, что находящийся в эксплуатации у российских авиакомпаний парк самых массовых отечественных самолетов Ту-134 устарел не только морально, но и физически – они отлетали предельные сроки своей эксплуатации. В феврале этого года министр транспорта России Игорь Левитин сообщил, что Ту-134, а также Ту-154 в течение пяти лет будут выведены из парка пассажирских авиакомпаний. Не исключено, что случай в Самаре может ускорить эти процессы.

Достаться может и авиакомпании UTair. Впрочем, этот перевозчик является довольно крупным (входит в число пяти крупнейших авиакомпаний России по количеству перевезенных пассажиров и является одним из крупнейших мировых операторов вертолетной техники), потому вряд ли решения органов власти будут для него излишне строгими. Наконец, самарская катастрофа может стоить кресел руководителям авиационных ведомств при Минтрансе России. В частности, главе Росавиации Александру Юрчику.

Авиакатастрофа в Самаре. Фото.