Запутанный кабель

Андрей Борзенко
2 марта 2007, 19:31

С 1 марта вступили в силу Правила оказания услуг связи для целей телевизионного и радиовещания. Подзаконный акт, который призван урегулировать отношения между вещателями, связистами и абонентами в условиях бурного развития отрасли, грозит, напротив, усложнить и без того запутанную ситуацию.

Согласно новым Правилам, в договоре оператора связи с вещателем должны быть указаны реквизиты выданной вещателю лицензии Росохранкультуры на распространение продукции СМИ (на вещание) с указанием частотного канала оператора. Поскольку крупные эфирные телеканалы не торопятся получать лицензии на вещание через кабельные сети, а зарубежные и вовсе не могут этого сделать по закону о СМИ, теоретически операторов кабельного ТВ могут в любой момент обязать исключить из своих пакетов зарубежные каналы. В таком случае кабельщики лишатся до 40% всего контента, а вместе с тем – и зрителей, не желающих расставаться с Губкой Бобом с канала Nickelodeon и силиконовыми женщинами с X-Dream TV. Возникший законодательный казус эксперты комментируют по-разному, однако общим рефреном остается фраза «правды все равно никто не скажет, потому что ее нет».

Разногласия возникли из-за того, что однозначной трактовке логика документа не поддается. Пессимисты опасаются, что формально Правила не предусматривают иного варианта сотрудничества между вещателем и оператором, кроме как договор об оказании услуг связи на возмездной основе. Но сейчас наиболее распространена схема, при которой изначально оператор кабельного ТВ заинтересован в распространении контента телеканала, а не наоборот. Оператор покупает контент, чтобы чем-то заполнить сеть, а вещатель не платит за услуги связи. Это относится как к крупным зарубежным вещателям (Discovery, Eurosport, CNN и пр.), так и к российским «монстрам». И существует мнение, высказанное, в частности, экспертами компании «Стрим-ТВ», что договор на покупку контента не освобождает от необходимости заключения договора на оказание услуг связи оператором вещателю. Косвенно это подтверждается информацией о том, что Первый канал уже начал перезаключение контрактов с региональными кабельными сетями, где прописываются условные 100 рублей операторам. Таким образом кабельщики ограждаются от возможных вопросов со стороны Россвязьнадзора. Однако с зарубежными вещателями подобная схема не сработает. По мнению Игоря Бербенева, начальника отдела контента «Стрим-ТВ», это «системная проблема, требующая системного решения. Действующее законодательство позволяет решить ее малой кровью путем внесения небольших поправок в некоторые подзаконные акты. Но для этого, очевидно, требуется и политическая воля государства, и консолидированные усилия бизнес-сообщества, и, возможно, взаимодействие с государственной комиссией по развитию телерадиовещания, возглавляемой первым вице-премьером Дмитрием Медведевым».

В то же время представители «НТВ Плюс» и «Комкор-ТВ» уверены, что с 1 марта ничего принципиально не меняется. Генеральный директор ЗАО «Комкор-ТВ» Михаил Силин заявил в беседе с «Экспертом Online», что Правила не охватывают все возможные формы сотрудничества участников рынка. В то же время господин Силин обратил внимание на проблемы, связанные с порядком выдачи вещательных лицензий: «Договор об оказании услуг связи – лишь один из двух возможных вариантов. Если речь идет о лицензионном соглашении на право распространения, то у Россвязьнадзора нет оснований требовать дополнительные документы. Сложности с зарубежными каналами существуют, но новые правила здесь ничего не прибавят и не убавят. Росохранкультуры очень давно занимается усовершенствованием порядка предоставления лицензий на право вещания, при этом они сами признают, что проволочка происходит по их вине. Надеюсь, в ближайшее время все недостатки будут устранены, и тогда законодательные противоречия окончательно разрешатся».

Комментарий, полученный «Экспертом Online» в Минсвязи, подтверждает наличие альтернативы в оформлении отношений между участниками рынка и не дает повода опасаться, что именно новые Правила катализируют ужесточение требований к кабельщикам: «Взаимоотношения между оператором связи и вещателем должны осуществляться в рамках договора об оказании оператором связи услуг связи для целей эфирного или кабельного вещания вещателю в соответствии с Правилами оказания услуг, и кроме этого между ними может быть заключен агентский договор. Эти два случая регулируются различной нормативной базой – законодательством в области связи (Федеральный закон «О связи») и законодательством в области авторского и смежных прав (Гражданский кодекс, часть IV).

Таким образом, в случае оказания оператором услуг связи он обязан иметь соответствующие лицензии на вещание или договоры с лицензиатами-вещателями на все телерадиопрограммы, распространяемые по его сети связи».

Однако касательно зарубежных вещателей министерство напомнило, что «в соответствии с Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" все вещатели, которые распространяют свою продукцию СМИ на территории РФ, должны обладать лицензией на вещание. Зарубежным вещателям для получения указанной лицензии необходимо открыть свое российское представительство, которое в дальнейшем и будет взаимодействовать с операторами связи по указанной выше схеме».

Поскольку, когда наступит это «в дальнейшем», нигде не указано, остается некоторый риск, что существующая правовая лакуна создаст проблемы вещателям и операторам связи в любой момент. Но пока большинство экспертов сходится во мнении, что такой риск был и раньше и что все же ни Россвязьнадзор, ни Росохранкультуры не будут до окончательного упорядочивания законодательной базы посягать на права поклонников Губки Боба.