Дебют двух коней

Василий Каснакин
20 марта 2007, 19:37

Ведущий российский торговец мобильными телефонами и цифровой техникой компания «Евросеть» становится оператором связи. Сегодня она заявила о запуске проекта виртуального оператора (МVNO). Виртуальность заключается в отсутствии своей собственной физической сети. Пользуясь емкостями поволжского оператора «СМАРТС», она делает своим абонентам уникальное предложение -- массу разнообразного и почти бесплатного контента, часть которого клиенты могут создавать сами.

«Евросеть» предложила абонентам тарифы, которые нельзя назвать демпинговыми, цена минуты на трех тарифных планах варьируется в пределах одного-трех рублей. На всех тарифных планах используется поминутная тарификация. Тарифные предложения MVNO вполне соответствуют, а иногда даже проигрывают предложениям "большой тройки" и СМАРТСа в Самарской области. Президент компании «Евросеть» Элдар Разроев пояснил: «Как виртуальный оператор, мы не намерены создавать конкуренцию нашему партнеру в области передачи голоса. Основные доходы всех успешных европейских операторов -- это дополнительные услуги».

Действительно, большинство дополнительных услуг на базе передачи данных является очень сложным для продвижения продуктом. «Операторы сотовой связи уже столкнулись с дефицитом ресурсов, которые необходимы для продвижения высокотехнологичных услуг. Крупные сети салонов сотовой связи, в свою очередь, обладают всем необходимым», -- объяснил коммерческий директор компании СМАРТС Игорь Наливайко. «Евросеть» надеется, что консультанты в его многочисленных салонах будут не только предлагать потребителям SIM-карты с надписью «Евросеть», но и настраивать GPRS и другие дополнительные услуги, обучать абонентов азам мобильного web-серфинга.

Сейчас для абонентов оператора «Евросеть» доступен wap-портал бесплатных мобильных развлечений. При загрузке с портала медиаконтента абоненты виртуального оператора платят только за wap-трафик. Наполнение портала предоставляют на договорной основе крупнейшие правообладатели, среди которых «Юниверсал Мьюзик Паблишинг», Sony Music и др. Кроме того, в компании надеются, что сами пользователи будут генерировать часть контента. В частности, «Евросеть» предлагает услугу обмена маленькими видеороликами, снятыми на мобильном телефоне. Этот сервис похож на YouTube в «большом» интернете.

Кроме самой близкой связи со своими абонентами виртуальный оператор больше не обладает никакими преимуществами: узнаваемость брендов операторов сотовой связи в России является самой высокой и сравнимой с узнаваемостью бренда «Евросеть».

Сейчас SIM-карты с надписью «Евросеть» можно купить только в Самарской области, но в течение месяца компания обещала охватить новой услугой Саратовскую, Ульяновскую области, республики Башкоторстан и Мордовия.

Пока «Евросеть» занимается только подключением абонентов и их поддержкой, организованы call-центры в Москве и Самаре. Биллинг ведет компания СМАРТС, но виртуальный оператор собирается внедрять свой продукт, разработкой которого сейчас занимается компания «Формула Телеком». По словам представителей «Евросети», была необходима многофункциональная биллинговая система, которая позволит выполнять множество задач, в том числе и связанные с Wi-Fi проектами компании. Риски мошенничества минимизируются за счет предоплаты системы и контроля роуминга, который осуществляет хостинг-партнер, у которого уже есть наработки и опыт в этой области.

Инвестиции компании в соответствии с существующим бизнес-планом должны составить около 20 млн долларов, они пойдут на создание полноценного MVNO на всей территории покрытия СМАРТС. Эльдар Разроев не стал оглашать суммы, которые инвестированы в проект на данный момент, но отметил, что пока все идет согласно бизнес-плану.

В компании сдержанно комментируют сроки окупаемости проекта. И это неудивительно. Ведь проблемы будут и с прибылью, и с привлечением абонентов. Сколько бы ни говорили отечественные сотовые операторы о новых услугах, абонент, присоединяясь к сети, смотрит в первую очередь на стоимость минуты. Как бы ни были любезны продавцы салона «Евросеть», грошовыми мелодиями клиента, тем более серьезного, не заманить.

Доля дополнительных услуг в доходах операторов сотовой связи сейчас не превышает 15% по России, в регионах покрытия компании СМАРТС этот показатель еще ниже. А именно на них и собирается зарабатывать «Евросеть». Так что о больших прибылях здесь речь не идет.

Зачем же тогда начала это проект «Евросеть»? Ведь от идеи до запуска прошло около двух лет, компания преодолела массу трудностей. Много времени был убито «Евросетью» на согласование документации в Миинформсвязи и других регулирующих органах. Переговоры с операторами тоже шли тяжело. Ни «Билайн», ни МТС, ни «Мегафон» не хотели пускать «Евросеть» в свою сеть. Согласился только СМАРТС. На первый взгляд, это выгладит как блажь президента компании Элдара Разроева, который раньше много работал в операторских компаниях и прославился как один из самых смелых и успешных коммерческих директоров. Но сам Разроев так не думает. Он отметил, что приоритетной целью проекта является повышение капитализации компании, что позволит более успешно пройти IPO. Кроме того, будет получен достаточно ценный опыт работы виртуального оператора в условиях российского рынка, что будет интересно многим существующим сотовым компаниям после запуска в коммерческую эксплуатацию сетей третьего поколения (лицензии на 3G будут выданы в конце апреля).