Около двух часов в ходе «правительственного часа» депутаты Государственной думы выслушивали оправдания Михаила Зурабова, вопросов к министру поступило больше, чем присутствовало в зале людей. Зурабов убеждал народных избранников: нормализация ситуации с поставками уже обеспечена. По его словам, после того как регионы окончательно сформируют свои бюджеты в течение недели, максимум десяти дней, -- ситуация с поставками ДЛО (дополнительного лекарственного обеспечения) будет полностью нормализована. «Кризиса с лекарствами у нас нет», -- заявил с парламентской трибуны министр, чем вновь вызвал сразу бурю негодования и критики с самых разных сторон. Если с чем и есть сложности, по его мнению, то это только с финансированием, в том числе с финансированием реформы здравоохранения. «Мы никогда не лечили людей», — разоткровенничался министр. И пояснил, что после начала реформирования системы здравоохранения «у нас возникло значительно больше обязательств перед людьми, чем мы могли представить в 2004 году». До сих пор из бюджета на медицину «выделяются очень скромные цифры»: в Европе на одного человека закупается лекарств на 300 евро, а в России только на 46.
Да что там закупается; если уж по-честному, две трети всех фармацевтических предприятий в России надо просто закрыть. Еще в 2005 году российские фирмы, производящие лекарственные препараты, должны были перейти на общепринятые мировые стандарты, но не перешли. Лишь 25% лекарств в России -- отечественные, при этом российские производители, как правило, выпускают «не инновационные, а воспроизводящие лекарственные средства». Кроме того, надо разделить людей, нуждающихся в лекарствах общего терапевтического назначения, и тех, у кого от своевременно принятого лекарства зависит жизнь.
Что касается ДЛО, то и здесь, по словам Зурабова, все не так плачевно, как представляется. Нормализация поставок уже обеспечена, и после того как регионы окончательно сформируют свои бюджеты в течение недели, ситуация с поставками ДЛО будет полностью нормализована. Министр напомнил: в рамках федеральной целевой программы в 2006 году на обеспечение льготными лекарственными средствами на каждого нуждающегося было выделено более 11 тыс. рублей.
И тут Михаил Зурабов начал давить на жалость. «Я готов уйти в отставку», -- сообщил он, моментально добавив, что его отставка проблем не решит, они носят куда более серьезный характер. В общем, если уж так вам хочется, то отправляйте, знаю, виноват, но проблем вы все равно не решите.
Единоросс Павел Воронин, член комитета по бюджету и налогам, нашел куда более простое решение и предложил Зурабову застрелиться, напомнив ему об офицерской чести и наградном пистолете. Его коллега по фракции Александр Хинштейн предложил осваивать африканскую целину. Лидер фракции «Справедливая Россия» Александр Бабаков оказался куда человечнее и все-таки продолжал настаивать лишь на отставке непопулярного министра. Коммунисты, со свойственной им ностальгией по дали социализма, вспомнили о Госплане и Госснабе, после чего пообещали, несмотря ни на что, продолжать свое давление на Зурабова. «Будет реальная ситуация снять его – мы сделаем для этого все и, безусловно, будем голосовать "за", 23 марта и в любой другой день. Пока нет такой ситуации – будем оказывать на него давление, заставлять решать проблемы граждан в интересах граждан. Что касается позиции Зурабова по ликвидации кризиса с обеспечением лекарствами льготников, то если он хочет централизовать закупку лекарств -- система будет работать только в том случае, если будет Госплан, Госснаб, складские помещения», -- сообщил «Эксперту Online» Иван Мельников. А Владимира Жириновского так вообще было трудно заставить прекратить рассказ о том, как ему в детстве лечили гланды, и покинуть трибуну. Впрочем, никого не побили и не облили соком.
Стоит отметить, что одновременно с выступлением Зурабова в Госдуме ряд депутатов выступил с инициативой ввести полную трансляцию заседаний нижней палаты как по телевидению, так и в интернете. Несмотря на то что заседания Думы открыты для СМИ, и, как отметил Грызлов, «освещать работу они могут хоть 24 часа», над организацией реалити-шоу «Дума» депутаты решили поразмышлять.
История с «отставкой» Зурабова действительно порой начинала напоминать реалити-шоу. Впервые всерьез требовать от министра больше дышать воздухом, читать книжки и писать диссертацию единороссы начали в ноябре прошлого года, после ареста ряда крупных чиновников из ФФОМС. Тогда же ему впервые отказали и в думском приеме, перенеся «парламентский час» на весну.
С началом весны вокруг министра, которого действительно сложно назвать популярным, разгорелся еще один скандал, связанный уже с дополнительным лекарственным обеспечением льготных категорий граждан. Государство задолжало фармацевтическим компаниям около 40 млрд рублей, после чего были сокращены поставки лекарств льготным категориям граждан, а в некоторых регионах поставки лекарств в рамках ДЛО вообще были приостановлены. Вновь заговорили о том, что Зурабов не просто плохой чиновник, но и убийца диабетиков и раковых больных.
«Единая Россия» опять вмешалась и предъявила министру ультиматум: если до 20 марта не будет предложен внятный план выхода из лекарственного кризиса, «медведи» будут требовать отставки Зурабова. Государственная дума по закону не может принимать решение об отставке того или иного министра. Она может объявлять только вотум недоверия правительству в целом, а лишить главу Минздравсоцразвития портфеля может лишь премьер или президент.
Президент, премьер и первый зам его Дмитрий Медведев тоже вмешались, но ничьей отставки не требовали. Фрадков ограничился увольнением главы Росздравнадзора Рамила Хабриева и ряда региональных чиновников, а Путин с Медведевым – пожеланиями как можно скорее решить проблему. Единороссы же, кажется, всю дозволенную им критику обрушили на министра. Он стал персоной нон грата в Думе, ему грозили отставкой, тюрьмой и ссылкой. Однако с истечением ультиматума Зурабов пришел с повинной к Грызлову и все предложил. А Грызлов предложения назвал недостаточными, но грехи Зурабову отпустил.
Отправить министра в отставку действительно было бы слишком просто. Фактически проваленная пенсионная реформа, монетизация льгот, после которой на российские улицы вышли протестовать сотни людей, и, наконец, программа дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, после реализации которой никто до сих пор не может назвать количество украденных средств, -- кажется, более идеальной мишени для критики как для правых, так и для левых, единороссов, «эсеров», коммунистов и патриотов, найти невозможно. И перед выборами расставаться с «министром Зло» было бы действительно странно.
Другой, не менее важный аспект -- Зурабову в случае отставки нужна замена. Искать нового мальчика для битья бессмысленно -- есть же старый, проверенный. А более успешный министр (если предположить, конечно, что по линии социалки возможны какие-то успехи) очень быстро может превратиться в народного героя. Но народные герои у нас просто так не появляются, и простыми министрами они не остаются. Тем более в разгар избирательного цикла.
Впрочем, не стоит забывать, что в руках у Михаила Зурабова находятся огромные финансовые потоки, перераспределить которые будет, пожалуй, сложнее, чем решить уже существующие проблемы. Социальная сфера, одна из самых болезненных и сложных в России, работает, плохо, но все же. «Граждане сегодня ждут от нас не принесения политических жертв, а решения вопросов», — отметил сегодня журналистам глава комитета по труду и соцполитике, единоросс Андрей Исаев. 8 млн граждан, которые нуждаются в лекарственной помощи, действительно остаются, и их проблему одними реалити-шоу в Государственной думе не решишь.