Им страшно

Мария Кривых
26 марта 2007, 20:08

Опубликованная в ряде европейских СМИ статья Владимира Путина «Полвека европейской интеграции и Россия» не затронула сердца и умы европейцев. Их гораздо больше волнует собственная оценка взаимоотношений РФ и Евросоюза, а также подведение итогов пятидесятилетнего существования европейского единства. Которому, кстати, российский президент и посвятил свой эпос.

«Задумываясь о 50-летнем юбилее Европейского Союза, невольно обращаешься к событиям истории. Когда-то меч легионера объединил под властью Рима огромное пространство от Британии до Афин, от Рейна до Иберийского полуострова…», -- так начинается статья Владимира Путина. Однако, к счастью (а может, и к несчастью), статья российского президента вовсе не об истории, а о современных реалиях непростых взаимоотношений России и Евросоюза.

С одной стороны, никакой конкретики – общие слова о взаимовлиянии и взаимообогащении, постулатах суверенной демократии, базовых ценностях и принципах, которые, конечно, у большинства европейцев и россиян одинаковы. Скромное напоминание о том, что Россия дважды «сыграла решающую роль в срыве попыток насильственного объединения Европы», без чего не было бы сейчас ЕС, а также логически вытекающее из предыдущего утверждение, что Европа без России существовать не может. «Убежден, что не может быть полного единства нашего континента, пока органичной частью европейского процесса не станет Россия -- крупнейшее европейское государство», -- заявил Путин. Впрочем, не он один так считает. «Стать настоящим русским и будет именно значить стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно», -- процитировал российский президент Достоевского, обозначив его слова как политико-философское определение европейского призвания России.

С другой стороны, конкретики предостаточно. Правда, преобладает повторение уже известного. Первое – мы не собираемся ни входить в ЕС, ни вступать с ним в какую-то форму ассоциации. Только договорная основа и принципы стратегического партнерства. То есть именно так, как озвучил когда-то Романо Проди: «все, кроме институтов». Второе – то, что интересы России и ЕС будут расходиться, и это вполне закономерный процесс. «Конкуренция -- обратная сторона сотрудничества и неотъемлемая часть процесса глобализации. Но при этом не надо, например, за чистой экономикой выискивать некие политические замыслы. А на законные и вполне понятные действия по защите  национальных интересов -- наклеивать идеологические ярлыки из арсенала холодной войны», -- написал российский президент. И третье – «выполнившее свои задачи» Соглашение десятилетней давности необходимо заменить на Договор о стратегическом партнерстве. При этом «нельзя допустить, чтобы в европейской политике возобладали блоковые подходы, чтобы на нашем континенте появились новые разделительные линии, чтобы реализовывались односторонние проекты в ущерб интересам и безопасности соседей», -- написал Путин.

Не секрет, что именно с Договором и связаны основные разногласия между Евросоюзом и Россией. ЕС, как известно, стремится прописать в документе все спорные вопросы, тогда как Россия хотела бы решать каждый отдельно, на основе уже подписанного Договора. Что так, что так – сложностей не избежать. Взять хотя бы пресловутое польское вето (а соответственно, и польское мясо), которое до сих пор не снято, или не менее пресловутую Энергетическую хартию. Россия не пойдет на уступки до тех пор, пока не уступит ЕС, а ЕС не уступает, потому что не может справиться с Польшей. Замкнутый круг.

Тем временем первые полосы европейских СМИ вовсю пестрят словами «Евросоюз» и «Кремль». Правда, о статье российского президента практически ни слова. У европейских изданий намного более важная миссия – оценить 50 лет европейского единства и степень «ущерба», нанесенную ЕС Кремлем. Нет, Россию даже хвалят. Но как-то по-особенному. Невероятно, но факт – мониторинг западных СМИ подтверждает тезис, что Европа без России никуда. С небольшой оговоркой – это заслуга самой России.

«Кремлю пора открывать шампанское и начинать праздновать -- ведь президенту Владимиру Путину в самые короткие сроки удалось превратить американские планы развертывания ограниченной системы противоракетной обороны в Польше и Чехии в главный вопрос европейской политики… Похоже, что сегодня в этой части Европы (Центральной – «Эксперт Online») любого врага президента Джорджа Буша считают своим другом, даже если друга этого зовут Путин… «Путин заслуживает нашей похвалы за то, что ему удалось разгадать один маленький и грязный секрет Европы: хорошо ловить рыбу в мутной воде», -- написала на днях The International Herald Tribune. А голландская De Volkskrant и вовсе порадовала европейцев статьей под заголовком «Россия встала на ноги – привыкайте». Без комментариев.

В отличие от весьма радужной оценки Путиным как настоящего, так и будущего ЕС, сама Европа настроена весьма скептически. Во всяком случае ведущая европейская пресса. Во-первых, критикуется само празднество. «Хотя это мероприятие символизировало коллективный отрыв от реальности, оно содержало в себе некий посыл в виде образцово-показательной Берлинской декларации, которая вчера была формально принята», -- пишет британская The Times.

«Декларация начинается с заявления о том, что "Европа на протяжении многих веков представляла собой Идею", а заканчивается словами "Европа – это наше общее будущее"», -- пишет издание. И тут же ненавязчиво так намекает на сомнительность этого будущего, напоминая, что общеевропейская конституция, с которой ЕС мучается не один год, провалилась на референдумах во Франции и Голландии. Да и сама Великобритания является одним из основных противников сего документа.

Немцы оказались самыми изобретательными – The Financial Times Deutschland в статье «Европа-2057» опубликовал пародийную фантазию о том, каким будет ЕС через 50 лет – в день своего столетнего юбилея. Что мы видим? Спустя полвека бал правят Россия и Турция, а Берлин и Париж нервно курят в сторонке. А на повестке дня – вступление в ЕС чуть ли не всего Ближневосточного региона с Ираком во главе.

В том, что Путин является хитрым манипулятором, уверена и The Washington Post, которая вновь возвращается к вопросу ПРО. «Шансы на то, что европейский ответ богатой энергией путинской России будет единодушным, невелики», -- считает издание.

По мнению газеты, именно российская позиция заставила левых социал-демократов Германии возобновить предвыборную кампанию, постоянно упирая на сомнения в мотивах США. Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер предупредил на прошлой неделе в бундестаге, что Соединенные Штаты будут неправы, если будут добиваться согласия стран на ракетные базы по отдельности, и предположил, что Вашингтон, а не Москва, возможно, забивает клинья в отношения между Европой и Америкой.

«Почему теперь, когда русский медведь вышел из спячки 90-х годов и накачал мускулы за счет нефтедолларов, он должен позволять запугивать и унижать себя, не рыкнув в ответ?» -- так заканчивается статья французской Le Figaro. У французских СМИ тот же синдром, что и у многих других западных изданий, – тема 50-летия Евросоюза отступает на задний план по сравнению с проблемой «втягивания» Европы в спор Вашингтона и Москвы. Державы спорят, Европа боится.