Опасное родство

Николай Каледин
26 марта 2007, 16:53

Двоюродного дядю президента Ингушетии Мурата Зязикова Урусхана похитили с целью выкупа и в качестве мести его сыну, замначальника ГИБДД Ингушетии Русланбеку, считает республиканская оппозиция.

Русланбека Зязикова называют неофициальным начальником президентской охраны и главным «кадровиком» Ингушетии, который контролирует ингушское МВД и распределяет миллиарды «чрезвычайных денег». В правительстве говорят, что покушение – это способ дестабилизировать ситуацию в спокойной республике.

Напомним, что 79-летний Урусхан Зязиков был похищен в минувшую пятницу в селе Барсуки. Это родовое село (официально называется Барсукинский округ Назрани) клана Зязиковых, из которого происходит и нынешний президент Ингушетии Мурат Зязиков. Урусхан приходится президенту двоюродным дядей.

Как сообщается в сводке прокуратуры республики, примерно в 12.10 по местному времени на улице Железнодорожной четверо неустановленных лиц в масках и камуфлированной одежде, вооруженные автоматическим оружием, подъехали со стороны ФАД "Кавказ" на автомобиле ВАЗ-21112 серебристого цвета, к следовавшим пешком в мечеть Урусхану и его братьям Иссе и Мусе. Трое преступников (водитель остался в машине) выскочили из автомобиля, набросились на Урусхана и с применением физической силы усадили его в машину. Мусу, пытавшегося им помешать, один из похитителей очередью из автомата ранил в ногу.

Задержать преступников по горячим следам не удалось. Прокуратура Ингушетии возбудила уголовное дело по факту похищения человека. В первой половине понедельника преступники еще не предъявили никаких требований.

Как рассказал «Эксперту Online» руководитель пресс-службы республиканского МВД Назир Евлоев, в поисках похищенного участвуют фактически все силы местных МВД, прокуратуры и УФСБ. Прежде всего были укреплены стационарные посты, организованы мобильные посты (отряды милиции из нескольких человек, которые разъезжают по второстепенным, проселочным дорогам), активизирована милиция общественной безопасности. Источник в МВД уверен, что Урусхана Зязикова не успели вывезти за пределы Ингушетии, так как практически сразу после похищения по радиосигналу были перекрыты границы. Скорее всего, его скрывают в лесах республики.

«Это было сделано в целью дестабилизировать обстановку в спокойной республике, которая начинает совершать успехи в экономическом развитии», -- заявил зампредседателя правительства Магомет Тумгоев.

Однако есть версия, что цели похищения – выкуп и месть. Но месть не самому Урусхану, которого абсолютно все, официально и неофициально, называют добрым и безобидным стариком, который никогда не пользовался возвышением своего родственника, не пытался влиять на кадровую политику в республике, а всю жизнь проработал в сельском хозяйстве (в том числе простым механизатором).

Обратное говорят о его сыне Русланбеке Зязикове. Русланбек занимает должность замначальника ГИБДД МВД Ингушетии, но неофициально он является начальником охраны президента. Его считают главным «кадровиком» Ингушетии и вторым человеком в республике.

Источник в правительстве рассказал, что до прихода Зязикова к власти Русланбек был простым гаишником, потом водил автомобиль президента Зязикова, а затем вдруг стремительно взлетел к своей нынешней должности. Якобы при его участии назначаются высшие чиновники республики, в том числе нынешние председатель правительства Ибрагим Мальсагов и мэр Назрани Магомед Цечоев (не избирается, а назначается указом президента). В республике даже уверенно называют цены, за которые продаются должности: мэрское кресло якобы ушло за 300 тыс. долларов, а пост гендиректора ОАО «Ингушнефтегазпром» (принадлежит республике) – за 1млн долларов.

По некоторым данным, Русланбек Зязиков контролирует МВД республики. Юрист Магомед Евлоев (долгое время работал в прокуратуре республики, а сейчас владеет оппозиционным Зязикову сайтом) заявил «Эксперту Online», что именно Русланбек распределяет так называемые «чрезвычайные деньги». Это компенсации работникам ингушской милиции за работу в чрезвычайных условиях в период осетино-ингушского конфликта (1992--2002 годы). Деньги стали поступать с 2002 года, это огромная сумма – порядка 7 млрд рублей. По словам Евлоева, откат за получение законно причитающихся милиционерам денег достигал 40--50% от суммы, некоторые работники добились их только через суд.

Русланбека Зязикова называют вторым человеком в республике, более влиятельным даже, чем родной брат президента Рашид (руководитель администрации президента и правительства Ингушетии). «Понятно, в Ингушетии осуждают похитителей, поднявших руку на безобидного старика. Но преступники никогда бы не решились на это, если бы не коррупционные дела Русланбека, от которых страдает вся республика. С Урусханом ничего не случится, даже если семья откажется платить выкуп», -- уверен Магомед Евлоев.

Получить комментарии Русланбека Зязикова оказалось невозможно. Ни рабочий, ни мобильный телефоны пресс-секретаря Мурата Зязикова не отвечали. Но зампредседателя правительства Магомет Тумгоев заявил, что версия о мести Русланбеку является надуманной. «Я много лет знаю семью Зязиковых, никакой продажи мест в республике нет», -- говорит он.

Отметим, что Урусхан Зязиков стал вторым родственником президента, похищенным ради выкупа. В конце февраля прошлого года был похищен депутат Народного собрания Ингушетии Магомед Чахкиев. Он приходится тестем одновременно и президенту, и прокурору республики Махмуду Али-Калиматову (они женаты на дочерях Чахкиева). Тогда на сайтах сепаратистов появлялись политические требования — об отставке Зязикова и Калиматова. Однако знающие люди говорили, что это делалось для отвода глаз, а на самом деле похитители хотели получить выкуп. 1 мая высокопоставленный тесть был освобожден, как сообщалось, в ходе спецоперации ингушского УФСБ. Однако есть версия, что Зязикову пришлось заплатить выкуп (сумму оценивают по-разному, от 6 до 12 млн долларов). Чахкиев, кстати, тоже далек от принимаемых решений, как и Урусхана, его считают безобидным стариком, попавшим под удар из-за родства с президентом.