Угольная отрасль для Кузбасса является главной, но уголь любой ценой нам не нужен, заявил сегодня первый заместитель губернатора Кемеровской области Валентин Мазикин. «Ежегодно на шахтах Кузбасса получают различные травмы более одной тысячи шахтеров, при этом несколько десятков человек гибнет», -- объяснил он. За 2002--2006 годы статистика еще более красноречива: погибли 350 человек -- по 70 горняков в год.
Из них 33% (без учета жертв аварии на шахте «Ульяновская») приходится на компанию «Южкузбассуголь», 17% -- на компанию «Прокопьевскуголь». Причины гибели людей -- взрывы метана и угольной пыли в подземных горных выработках. Особо тяжелые последствия имели четыре аварии: шахта «Зиминка» в 2003 году -- 12 погибших, на шахтах «Тайжина» и «Листвяжная» -- 47 и 13 погибших и авария на шахте «Есаульская» в 2005 году -- 25 жертв. За неполные три месяца этого года погибли 136 человек, включая 110 погибших на шахте «Ульяновская» 19 марта.
Замгубернатора ставит диагноз: «Все эти события являются следствием неблагополучного состояния всей системы обеспечения безопасности как на отдельных предприятиях, так в регионе и в отрасли в целом. В 15 шахтах горные выработки ведутся на пластах опасных или угрожаемых по внезапным выбросам угля и газа, а 100 шахт отрабатывают пласты, склонные к самовозгоранию».
Таким образом, причиной всех крупнейших аварий и катастроф является «газовый фактор», а основные проблемы -- проветривание и техническое обеспечения способов борьбы со скоплением газа. Ну а те способы и средства, которые в шахтах используются сегодня, «безнадежно устарели» и «не соответствуют технологии добычи угля».
К 2000 году процесс дегазации на шахтах Кузбасса практически прекратился. Собственники не желают ее проводить из-за высокой стоимости работ, указал Мазикин.