За 2006 год российский рынок факторинга удвоился, составив порядка 11 млрд долларов. Таковы выводы третьей ежегодной профессиональной конференции "Факторинг-2007: нереализованный потенциал. Проблемы и перспективы развития", проведенной «Эксперт РА».
Согласно данным исследования, из побочного продукта банковской системы факторинговая услуга превратилась в самостоятельную высокотехнологичную индустрию. «При сохранении подобных темпов роста через несколько лет российский рынок будет сопоставим с развитыми рынками факторинга Западной Европы, — считает ведущий аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Ольга Гришина. — При этом доля факторинга в ВВП, очевидно, вырастет в разы (в 2006 г. — 1,1%), а совокупный объем будет превышать аналогичные рынки стран Восточной Европы в сотни раз».
Высокий потенциал развития рынка, по словам аналитика, обусловлен благоприятной экономической конъюнктурой. В структуре российской экономики опережающими темпами растет и будет расти потребительский сектор. А ведь основной спрос на факторинговые услуги предъявляют компании оптовой торговли и сферы услуг.
По мнению аналитика агентства, в 2006 году российский рынок факторинга стал привлекательной отраслью для инвесторов. Именно в прошлом году факторинговый рынок попал под пристальное внимание инвесторов, и был заложен фундамент для дальнейшего наращивания числа сделок M&A. Крупнейшая сделка 2006 года – приобретение контрольного пакета акций российской факторинговой компании «Еврокоммерц» инвестиционной компанией «Тройка Диалог» в лице Troika Capital Partners и фонда прямых инвестиций Russia New Growth Fund. Почему это сделка знаковая и столь важная для рынка? Во-первых, потому, что в факторинговый бизнес инвестировала одна их крупнейших и авторитетнейших инвестиционных компаний России. Во-вторых, основной целью работы фондов прямых инвестиций является вложение в такие активы, стоимость которых в среднесрочной перспективе вырастет в разы. Это значит, что инвестбанкиры верят в факторинговый рынок и его блестящее будущее. Это и знак другим инвесторам.
Однако российский рынок факторинга интересует не только стратегических инвесторов, готовых вкладывать средства в уже существующий, динамично растущий бизнес. На рынок продолжают выходить и банки, и компании, которые до этого факторингом не занимались и начинают работу с нуля.
Вместе с тем далеко не все из них, по словам Ольги Гришиной, будут конкурентоспособными: барьеры входа на рынок растут, требуются значительные вложения в технологию организации и продаж и в развитие филиальной сети. Сейчас локомотивом рынка выступают компании, начавшие заниматься этим продуктом не менее трех-четырех лет назад.
Единственное, чего не хватает рынку факторинга, – это нормальной правовой инфраструктуры. Первый кирпичик в законодательный фундамент был заложен в 2006 году: проект федерального закона, снимающий противоречие в ГК РФ относительно субъектов факторингового рынка, был одобрен правительством РФ и прошел первое чтение в Государственной думе. Но прошел год, а закон до сих пор не принят. Законодатели объясняют это тем, что рассматривают компенсирующий механизм контроля за факторинговыми организациями. Возможно, необходимо специальное регулирование факторинговой отрасли. Однако крайне важно, чтобы правила и процедуры этого органа были четкими и понятными для всех его участников и не ставили одни компании в менее конкурентные условия по сравнению с другими.