Кредит для небольших компаний

11 апреля 2007, 16:30

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» провело исследование рынка финансирования малого бизнеса за минувший год и составило рэнкинг банков по объему кредитного портфеля.

Согласно данным исследования, произошло удвоение кредитования малого бизнеса. Объем рынка кредитования малого бизнеса (КМБ), по расчетам «Эксперт РА», увеличился в 2006 году более чем на 90% и составил около 10 млрд долларов. Однако для столь перспективного и при этом небольшого сегмента, как кредитование малого бизнеса, темпы роста оказались на самом деле не столь впечатляющими. С учетом эффекта «низкой базы», а также острой и неудовлетворенной потребности малых предприятий в финансовых ресурсах, рост мог бы быть выше в разы. Можно выделить две группы причин, тормозящих развитие рынка.

Во-первых, кредитование малого бизнеса привлекательно для многих банков, но доступно для избранных. Вход новых игроков и развитие рынка КМБ затрудняется высокими рисками, жесткими требованиями к технологии, а также огромным уровнем первоначальных затрат. Российские предприятия малого бизнеса – очень специфичная категория заемщиков, с которой банки только учатся работать.

Все большую долю рынка (по оценкам «Эксперт РА», это уже 75-80%) захватывают крупные федеральные банки, обладающие развитой филиальной сетью и способные позволить себе масштабные инвестиции в технологии, а средние и небольшие региональные игроки начинают сдавать свои позиции. Кроме того, КМБ становится все более привлекательным для иностранцев: именно здесь они могут реализовать свои конкурентные преимущества. Вполне вероятно, что с постепенным переходом рынка розничного кредитования в стадию зрелости кредитование малого бизнеса станет основным полем для конкурентной борьбы.

Во-вторых, кредитованию малого бизнеса нужен свой национальный проект и внятные законы. Несовершенство институциональной среды – второе и, пожалуй, наиболее серьезное препятствие для развития кредитования малого бизнеса. По нашему мнению, ситуация в сегменте КМБ имеет много общего с ситуацией в ипотечном кредитовании начала 2000-х годов. С одной стороны, существует большой неудовлетворенный спрос, а с другой -- потенциал развития остается нереализованным. Ипотечный рынок начал расти стремительными темпами только после того, как необходимость развития ипотеки была осмыслена на уровне национального проекта. Сегмент кредитования малого бизнеса может получить мощный импульс для роста лишь в том случае, если будет существовать сильная государственная инициатива по его поддержке.