8 вопросов Юрию Луценко об украинской революции

Виктор Дятликович
12 апреля 2007, 16:01

Юрий Луценко – профессиональный революционер. Организатор акций "Украина без Кучмы" в 2001 году, один из организаторов "оранжевой революции" 2004 года. После победы Ющенко успел побывать министром внутренних дел. Уйдя в отставку, организовал новое движение "Народная самооборона". На внеочередных парламентских выборах ему прочат первое место в списке президентской партии "Наша Украина". Как профессиональный революционер, он объяснил, почему то, что сейчас происходит на Украине, нельзя сравнивать с 2004 годом.

 pic_text1 Фото: mignews.com.ua
Фото: mignews.com.ua

-- Почему Украина не может жить без революций?

-- А кто вам сказал, что у нас революция? У нас нормальный политический процесс, который предусматривает в том числе и внеочередные парламентские выборы. Я бы сказал, что Украина усваивает очередной важный урок. Первый -- что народ является источником власти -- страна усвоила в 2004 году. Второй -- что опозиция может мирным путем возвратиться во власть – это урок парламентских выборов 2006 года (когда победила Партия регионов Януковича – "РР"). А сейчас Украина учит последний урок – о том, почему оппозиция, которая вернулась к власти, но не поняла, почему она туда вернулась, снова окажется в оппозиции. Я не вижу в нынешней ситуации ничего революционного. Конечно, есть желание некоторых депутатов удержаться у власти любой ценой и не обращать внимания на то, что большинство парламента, а соответственно, и правительство, сформировано на основе лжи и предательства, но эмоции пройдут, и никакой революции не будет.

-- Виктор Янукович апеллирует к народу. Он говорит, что если президент не отменит своего решения, то "все решит народ". Что он имеет в виду?

-- Я надеюсь, что он имеет в виду народ, который придет на избирательные участки и примет решение – хочет он видеть в парламенте фракцию Партии регионов, которая не выполнила свои обещания, хочет ли он видеть социалистов, которые кардинально предали своих избирателей. Это и есть нормальный замер общественного мнения. Я понимаю Януковича, так же как понимаю и Ющенко. Ющенко не хочет сокращения своих и так минимальных полномочий. Януковичу не нравится то, что у Ющенко остались хоть какие-то полномочия. Но все решит народ.

-- Для Украины важен такой фактор, как ресурс улицы. У кого его больше – у вас или у Януковича?

-- Если мы говорим о Киеве, то, безусловно, у нас – демократических сил. И сам город, и прилегающие области абсолютным большинством голосов проголосуют за демократические партии. Но при этом не стоит забывать что треть украинцев поддерживает партию Януковича. Поэтому я абсолютно нормально отношусь к тому, что 10-15 тысяч людей в центре столицы поддерживают свой выбор. Это их конституционное право. Равно как и право 100 тысяч киевлян в любой момент выйти и поддержать свой выбор.

-- А эти 100 тысяч в любой момент могут выйти на улицу?

-- Я в этом не сомневаюсь. Киевский Майдан всегда готов продемонстрировать свою силу. Когда мы две недели назад призвали людей на площадь, они заполнили Майдан практически так же, как это было на пике революции, – и практически без подвоза людей из других областей, с Западной Украины. Это показало, что, несмотря на приход к власти их оппонентов, киевляне остались при своих убеждениях и смеют их демонстрировать.

-- А почему их сейчас нет на улицах?

-- Мы их сдерживаем. Не считаем нужным выводить на улицы. Тем более что для этого нет цели. Это грозит противостоянием. Две недели назад мы продемострировали свою силу. Сейчас дали возможность продемонстрировать ее другим. Мне кажется, люди, которые сейчас стоят на Майдане, менее воодушевлены верой в своих вождей, но они наши граждане, которые имеют право на такие действия.

-- Сколько людей вы сможете вывести на улицы, если это понадобится?

-- Если честно отвечать, то на этот вопрос нет ответа. Мы не относимся к тем партиям, которые подвозят своих сторонников, предварительно пересчитав их поголовно. У Партии регионов все легче – они знают, сколько везут людей, у них конкретный план. Я не могу ответить, сколько смогу вывести на улицы завтра, – у нас это зависит не от механизма организации митинга, а от того, совпадают ли мои мысли с мыслями избирателей.

-- Виктор Янукович сказал, что правительство не выделит деньги на выборы. Выборы не состоятся?

-- В нормальном правовом государстве я бы сказал, что это грубое нарушение закона. Есть действующий указ действующего президента. Пока он не отменен Конституционным судом – это закон. А его невыполнение является грубым нарушением законодательства с соответствующей уголовной отвественностью. Но хотя реально такие действия подпадают под действие статьи уголовного кодекса, по украинской традиции вряд ли чиновник такого высокого ранга будет отвечать за столь безответственные заявления. Но выборы состоятся, не волнуйтесь.

-- Вы до недавнего времени были министром внутренних дел. На чьей стороне будет милиция в случае силового решения конфликта?

-- Думаю, милиция будет с нами. Особенно учитывая то, что когда меня лишили поста министра, в руководство вернулись люди, которые были очень непопулярны среди рядовых милиционеров. С другой стороны, мы должны понимать, что в каждом регионе милиция может вести себя по-разному. Милиционеры – обычные люди, которые живут в том же подъезде, что и люди, которые выходят на площадь. Но основные события будут проходить в Киеве, и вы сами знаете, кого поддерживают киевляне...