Банк Развития 2.0

Александр Ивантер
первый заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
13 апреля 2007, 17:02

Госдума приняла во втором чтении проект закона "О Банке развития". Заручившись поддержкой Михаила Фрадкова и аппарата правительства, Внешэкономбанку удалось отбить попытки МЭРТ и ряда депутатов существенно ограничить функции и потенциал создаваемого государством на базе ВЭБ финансового института.

Главные задачи Банка развития  — финансирование инфраструктурных проектов, поддержка малого и среднего бизнеса (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта. По замыслу создателей банка, он должен сыграть роль координатора всех новых институтов развития, таких как Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, Российская венчурная компания и инвестиционный фонд. Таким образом, БР сконцентрирует у себя весь ныне разрозненный механизм государственных инвестиций.

За два месяца, прошедших с момента первого чтения законопроекта (его итоги и общий замысел Банка развития (БР) мы обсуждали подробно в материале "Шанс не зарыть деньги" в №8 "Эксперта"), вокруг него разгорелась нешуточная борьба. МЭРТ, а также ряд депутатов из комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам во главе с Владиславом Резником подготовили ряд поправок, существенно ограничивающих полномочия и функционал создаваемого банка.

В частности, было предложено ограничить деятельность БР на финансовом рынке и рынке ссудных капиталов параметрами финансируемых банком проектов. В случае принятия такой поправки Банк развития был бы не в состоянии привлекать рыночные ресурсы для собственной капитализации, рефинансирования коммерческих банков по программам поддержки среднего и малого бизнеса, наконец, для управления собственным долговым портфелем.

Была также предпринята попытка торпедировать полномочия БР по страхованию экспортных контрактов от коммерческих и политических рисков, а также зафиксировать обязательное введение в наблюдательный совет банка представителей Госдумы, Совета Федерации и администрации президента.

Потребовалось вмешательство главы кабинета Михаила Фрадкова, а также вице-премьера Сергея Нарышкина и замглавы аппарата правительства Михаила Копейкина, чтобы отстоять полномочия БР. В результате в одобренной Думой версии законопроекта за Банком развития закреплено право осуществлять дилерскую, депозитарную деятельность и деятельность по доверительному управлению на рынке ценных бумаг не только в целях реализации проектов, но и "для обеспечения собственной ликвидности и управления рисками". Кроме того, законопроект зафиксировал право Банка развития "выпускать облигации и иные ценные бумаги в соответствии с законодательством". Будучи по правовому статусу госкорпорацией, а не акционерным обществом, БР не сможет выпускать акции, зато сможет эмитировать векселя и депозитарные расписки.

Страховая деятельность БР оставлена в законе. Оставлен также прежний порядок формирования наблюдательного совета: председателем совета будет являться по должности премьер-министр страны, а восемь его членов будут утверждаться правительством сроком на пять лет. Согласно законопроекту, они не работают в БР на постоянной основе.

Наиболее вероятно с точки зрения содержательных задач, стоящих перед банком, что в состав наблюдательного совета (НС) войдут министры экономики, финансов, транспорта, промышленности и энергетики, связи и информационных технологий. Наблюдатели также отмечают, что крайне важно было бы пригласить к участию в наблюдательном совете БР одного-двух представителей крупных зарубежных инвестиционных банков. Вполне вероятно появление в составе НС представителя Центрального банка в ранге не ниже первого зампреда.

В ходе доработки закона перед вторым чтением удалось заметно расширить полномочия менеджмента БР в лице его председателя и правления банка. Так, порог сделок, не требующих согласования с наблюдательным советом банка, был повышен с 5% до 10% собственного капитала БР.

Наконец, вместе с голосованием по закону о БР была принята поправка в Налоговый кодекс, освобождающая Банк развития от налога на прибыль.

В прошедшей второе чтение версии законопроекта с полутора лет до полугода сокращен срок формирования уставного капитала банка. ВЭБ настаивал, чтобы в законе был зафиксирован двухмесячный срок разработки правительством Меморандума Банка развития, ключевого документа, регламентирующего операционные параметры его деятельности (квоты на займы, лимиты и проч.). Это позволило бы запустить работу Банка развития уже в конце этого года. Однако это предложение не было поддержано. Тем не менее шансы не растягивать запуск БР на следующий год остаются. Предстоящее 18 апреля третье чтение закона будет уже чисто формальным. Скорее всего, уже в мае закон "О Банке развития" будет подписан президентом.