«Это диверсия по отношению к шахтерам со стороны достаточно высокого комсостава. Это можно сравнить с тем, как если на подводной лодке, которая выполняет боевое задание, отключить аппарат, вырабатывающий кислород», - заявил сегодня «Интерфаксу» председатель профсоюзов работников угольной промышленности Иван Мохначук, комментируя подведение итогов расследования причин аварии на шахте «Ульяновская».
«Как показало следствие, в контрольную аппаратуру – не в сами датчики, находящиеся в шахте, а в компьютерную программу - было внесено изменение, в результате чего не фиксировалось содержание метана выше примерно 1,5%. Аппаратура более высокий процент не фиксировала и не отключала электроэнергию, между тем взрывоопасно содержание метана от 3,9% до 12%. Кроме того, не выполнялись мероприятия по удалению угольной пыли, которая во взвешенном состоянии детонирует и взрывается», - отметил профсоюзный лидер.
Мохначук также напомнил, что в результате аварии 19 марта погибли 110 человек, 54 несовершеннолетних ребенка остались без отцов. По его словам, «прокуратура и ФСБ обязаны по полной разобраться во всем этом».
По оценке лидера профсоюза, инженерно-технический работник среднего уровня не мог принять решение о внесении изменений в компьютерную программу. Это был «кто-то из руководства компании». Причем тот, кто внес изменение в компьютер, не предусмотрел, что информация с датчиков из шахты поступала также на резервный сервер, который не мог отключить электроэнергию, но все данные фиксировал. Именно наличие резервного сервера, который губернатор Кемеровской области Аман Тулеев назвал «черным ящиком», и позволило вскрыть нарушения. По словам Мохначука, те руководители, которые дали команду изменить программу, стремились незаконным способом увеличить добычу угля. «Технологические схемы отработки пластов были разработаны еще при царе Горохе. Наука, которая должна этим заниматься, развалилась и не выполняет свои функции. На базе этих устаревших технологических схем был разработан проект шахты. Система вентиляции, дегазации и отработки пластов не соответствовала уровню добычи. При старой системе следовало давать нагрузку около трех тысяч тонн угля в сутки, на шахте «Ульяновская» добывалось 10 и более тысяч тонн, а чем больше угля, тем больше метана, - объяснил лидер профсоюза угольщиков. – Шахты горной выработки не предназначены для добычи такого количества угля, потому что объем ограничен вентиляцией и проветриванием. Проект шахты старый, а оборудование и уровень добычи суперсовременный».
Напомним, сегодня глава Ростехнадзора Константин Пуликовский заявил на брифинге в Новокузнецке, что к взрыву метана на шахте «Ульяновская» привели нарушения техники безопасности. Электронная аппаратура не сработала, поскольку было несанкционированное вмешательство в ее работу с целью занижения показателей содержания метана. Кроме того, в шахте было большое скопление угольной пыли, а необходимые работы по ее нейтрализации не производились. Источником же взрыва послужило замыкание некачественной проводки. «При таком подходе к промышленной безопасности взрыв произошел бы в любом случае, раньше или позже», - отметил Пуликовский.