На «Жигулях» в большую политику

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
2 апреля 2007, 12:28

Гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов решил серьезно заняться большой политикой. По его указанию аппарат ФГУПа уже приступил к подготовке документов для создания новой общероссийской общественной организации -- Союза машиностроителей России (СМР).

Уже известно, что ее учредительный съезд должен пройти в Москве 28 апреля нынешнего года. А базой для создания этой новой организации станет другая общественная структура -- Российский союз машиностроителей (РСМ), которую Сергей Чемезов возглавил ровно год назад. РСМ, созданный в 2002 году бывшим премьер-министром России Иваном Силаевым, к приходу Чемезова практически полностью растратил весь свой лоббистский потенциал, превратившись в откровенно маргинальную контору. Но шефу "Рособоронэкспорта" эту ситуацию удалось изменить. В результате РСМ хоть и не стал такой же влиятельной организацией как, например, РСПП, но все же трансформировался во вполне рабочий орган -- своего рода вневедомственную площадку для согласования интересов и объединения усилий по отстаиванию позиций машиностроительного комплекса в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, причем как на федеральном, так и на региональном уровне. Так, в рамках РСМ проходили консультации по вопросам интеграции предприятий отечественного ВПК в профильные госхолдинги, в том числе и в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Да и список членов РСМ с приходом Чемезова увеличился как минимум на полтора десятка предприятий. В частности, за последний год в РСМ вошли такие компании, как "Сухой", Уралвагонзавод, НПО машиностроения, корпорация "Аэрокосмическое оборудование", "Севмашпредприятие", "Адмиралтейские верфи", а также АвтоВАЗ и КамАЗ.

Тем не менее общественно-политических амбиций Чемезова РСМ на нынешнем этапе удовлетворить в полной мере не смог. В соответствии с российским законодательством и уставом этот союз является объединением юридических лиц, а для серьезной политической игры этого недостаточно.

В преддверии больших выборов решающее значение будет иметь возможность прямого влияния на электорат. Именно поэтому создаваемая общероссийская общественная организация будет объединением не юридических лиц, а граждан. Более того, в структурах, близких к "Рособоронэкспорту", прямо говорят, что форма новой общественной организации тем и хороша, что ее сравнительно легко можно будет перерегистрировать в политическую партию.

Неясно только одно. Зачем шеф "Рособоронэкспорта" именно сейчас решил по-крупному сыграть в политику? Ведь хорошо известно, что Сергей Чемезов определился со своей политической ориентацией еще в декабре прошлого года, когда на VII съезде "Единой России" был избран в высший совет этой партии. Большинство опрошенных нами экспертов и политологов уверены, что глава "Рособоронэкспорта", будучи руководителем крупной общественной организации (если считать по числу работников предприятий, входящих в РСМ, получится около полумиллиона человек), в будущем сможет претендовать на высокий государственный пост. В пользу этой версии говорит и то, что Чемезов является соратником президента России Владимира Путина (они вместе служили в КГБ в Германии) и не только входит в его ближайший круг, но и, следовательно, пользуется определенной политической поддержкой главы государства. К тому же он -- один из неформальных лидеров силовиков, что может стать важным преимуществом в политической борьбе.

Но для того чтобы занять важный государственный пост в высших эшелонах власти, этого мало. Нужны еще и сильные менеджерские качества, умение играть по правилам публичной политики, наконец, быть профессионалом своего дела. А серьезными успехами на этом поприще г-н Чемезов как раз похвастаться и не может. Самый яркий пример -- все та же торговля оружием. На первый взгляд, дела здесь обстоят просто блестяще. Суммарный портфель заказов на российское оружие за последний год вырос до 30 млрд долларов, из них примерно 20 млрд долларов приходится на "Рособоронэкспорт". При этом за прошлый год наш госпосредник выручил от продажи военной техники около 5,3 млрд долларов. Но каких-то особых заслуг Сергея Чемезова в достижении столь высоких показателей экспорта нашего оружия нет. Львиная доля портфеля заказов в денежном выражении была сформирована только благодаря тому, что наш Минфин по инициативе и под давлением "Рособоронэкспорта" списал многомиллиардные долги Сирии, Алжиру, Индии. В общей сложности Россия простила этим странам около 15 млрд долларов долга в обмен на новые оружейные контракты. Заметим, что и купающийся в нефтедолларах Алжир и далеко не нищие Дамаск и Дели вполне могли платить по долгам и покупать наше оружие пусть и в меньшем объеме. Теперь же Москва вернулась к порочной советской практике торговли оружием. Так, Иордании мы выдали кредит на 350 млн долларов на закупку у нас новых гранатометов и военно-транспортных самолетов, а Индонезии -- 1 млрд долларов на приобретение истребителей Су-30 и подводных лодок. Заметим, что в свое время СССР также в кредит вооружал Ирак, но после смены власти в этой стране десятимиллиардный долг Ираку был списан, и наша страна не получила ничего. Наконец, еще одна причина рекордных показателей военного экспорта -- постоянный рост цен на продукцию предприятий нашего ВПК. Так, если шесть-семь лет назад истребитель семейства Су-27/Су-30 стоил 30--35 млн долларов, то сейчас такой самолет продается уже за 50--55 млн долларов.

Не лучше обстоят дела и на многочисленных машиностроительных предприятиях, которые "Рособоронэкспорт" приобрел за последние два года. Здесь управленческий кризис команды Чемезова достиг невиданных масштабов: относительно стабильно работавшие до прихода "Рособоронэкспорта" предприятия -- АвтоВАЗ" и "ВСМПО-Ависма" -- теперь почему-то никак не могут опубликовать отчетность по МСФО за 2005 год. "ВСМПО-Ависма" уже трижды откладывала публикацию отчета, последний раз -- две недели назад, а АвтоВАЗ -- дважды. По словам гендиректора "ВСМПО-Ависма" Владислава Тетюхина, перенос публикации на второй квартал 2007 года связан с "более длительными сроками предоставления некоторой недостающей информации от корпорации и аффилированных с ней компаний". А АвтоВАЗ задержку с выпуском отчетности объяснить вообще отказался. Между тем отчетность компании по РСБУ за 2005 год показала значительное снижение чистой прибыли, она упала примерно с 200 млн долларов до 130. При этом основное падение показателей пришлось именно на последний квартал 2005 года, когда управление предприятием перешло к "Рособоронэкспорту". По мнению аналитиков Банка Москвы, АвтоВАЗ в 2006 году окончательно разочаровал инвесторов. Приход на предприятие "Рособоронэкспорта", на который первоначально возлагали большие надежды, ситуацию на заводе существенно не изменил. За год новый менеджмент не предпринял серьезных действий, способных улучшить положение завода. А поиск стратегического инвестора среди мировых лидеров автомобилестроения зашел в тупик. Еще в октябре менеджмент АвтоВАЗа обещал представить такого партнера, но выполнить обещание не смог. Меморандум о взаимопонимании с канадской Magna о модернизации производства и строительстве новой площадки для выпуска 450 тыс. автомобилей С-класса так и остался ни к чему не обязывающей бумажкой, о которой вскоре все забыли. Программа сокращения издержек, которая так необходима сейчас предприятию, также не была реализована, что привело к сохранению роста цен на автомобили и фактически лишило АвтоВАЗ главного конкурентного преимущества -- низкой стоимости. Подтверждением этого служит образование больших остатков нереализованных автомобилей на складах у дилеров. В конце года они превысили отметку в 72 тыс. машин, что значительно превышает месячную норму. Таким образом, налицо падение спроса на автомобили Lada, несмотря на рост рынка в целом. Причину падения спроса аналитики Банка Москвы видят в "отсутствии стратегии управления предприятием". По их мнению, АвтоВАЗ остался единственным предприятием в отрасли, которое не имеет четко взвешенной стратегии своего развития.

С корпорацией "ВСМПО-Ависма" ситуация иная. Стратегия у компании, занимающей лидирующее положение на мировом рынке титана, как раз есть -- изготовление деталей для Boeing и Airbus с высокой добавленной стоимостью и сокращение поставок титанового проката и полуфабрикатов. Тем не менее эта компания не в состоянии существенно увеличить свою выручку на фоне роста цен на титан, так как большинство своих поставок "ВСМПО-Ависма" почему-то заключает по долгосрочным контрактам. В результате чистая прибыль в 2006 году по прогнозам аналитиков увеличится с 228 до 252 млн долларов, что для титанового монстра, каким является "ВСМПО-Ависма", неприлично мало.

Так что Сергею Чемезову, перед тем как идти в большую политику, не мешало бы сначала навести порядок в подведомственных предприятиях, разработать стратегию их развития и проследить за тем, чтобы они вовремя публиковали свою финансовую отчетность.