Франция накануне

Мария Кривых
20 апреля 2007, 19:13

В преддверии намеченных на воскресенье, 22 апреля, французских президентских выборов газета Liberation опубликовала статью с названием, наиболее точно отображающим главную особенность французской политической ситуации: «Мир смотрит на Францию, которая смотрит на себя». Еще недавно всячески пытавшиеся «утопить» друг друга кандидаты утихомирились, а вся мировая общественность сосредоточила свое внимание на Пятой республике. Которую ее отношения с миром волнуют намного меньше, чем внутренняя политика.

Сегодня в полночь во Франции заканчивается предвыборная агитация. Накануне страна собралась на последние многотысячные демонстрации в поддержку своих кандидатов. Как и прежде, лидером предвыборной гонки остается экс-министр внутренних дел Николя Саркози, лидер шираковской партии «Союз за народное движение» (UMP). В его арсенале поддержка отказавшегося баллотироваться на третий срок нынешнего президента Жака Ширака и бывшего главы республики Жискара д’Эстена, 29% готовых отдать за него свой голос французских граждан, а также увесистая политическая программа, призванная решить многие наболевшие проблемы французской действительности.

Саркози зарекомендовал себя прежде всего как приверженец жестких мер в отношении иммиграции; именно он делал весьма резкие заявления о готовности полиции подавить выступления мигрантов, чем вызвал возмущение социалистов, объявивших его чуть ли не фашистом, и любовь граждан, уставших жить в страхе и напряжении. Экс-глава МВД славится своей любовью к США и мечтает направить внешнюю политику республики в проамериканское русло. Поскольку именно этот факт является причиной недовольства многих французских граждан, Саркози не акцентирует внимание на своей симпатии к Белому дому, продолжая упирать на свою способность одним махом решить внутриполитические трудности.

На пятки экс-министру наступает скандальная социалистка Сеголен Руаяль, прославившаяся своей политической безграмотностью, ставшая главной героиней предвыборных скандалов и чуть было не смещенная своей собственной партией после очередного промаха. Ее рейтинг составляет около 25%. Программа госпожи Руаяль выполнена в лучших традициях Социалистической  партии (PS). Основными ее  пунктами являются вопросы уровня жизни населения, нехватка инвестиций в социальный сектор, развитие инноваций, охрана окружающей среды. Руаяль – страстная противница Штатов, не раз отличилась весьма резкой критикой в адрес Джорджа Буша. В вопросах внешней политики социалистка ориентирована на Европу, как, впрочем, и центрист Франсуа Байру, ставший «темной лошадкой» французских выборов.

Популярность Байру подскочила неожиданно, а главное, резко -- всего лишь за полтора месяца до выборов. Если в феврале за Байру готовы были отдать свой голос 12% французов, то сегодня его рейтинг колеблется в районе 20%. Отметим, на выборах 2002 года лидеру Союза за французскую демократию (UDF) удалось набрать всего 7% голосов. Байру собирает под своими знаменами всех разочарованных в существующей системе, как в правящих правых, так и в левых, не предлагающих, по сути, ничего нового. Кандидат обещает при осуществлении необходимых социальных реформ «каждый день по каждому вопросу» консультироваться с представителями влиятельных национальных профсоюзов -- пункт, особенно полюбившийся французам, а также создать широкую коалицию с участием как ультраправых, так и крайне левых. Таким образом центрист видит почти утопическое объединение партий в правительство национального единства, призванное превратить Францию в Шестую республику. Это одна из самых эксцентричных идей Байру -- изменить конституцию, перераспределив властные полномочия в пользу парламента.

Четвертое место рейтингов принадлежит 78-летнему лидеру ультраправого Национального фронта Жан-Мари Ле Пену, рейтинг которого составляет 14%. Ле Пен – ветеран французских выборов, это уже его пятая попытка возглавить Францию. И если на прошлых выборах известный радикал сумел всех удивить, неожиданно пройдя во второй тур (правда, затем с треском проиграв его Шираку), то в этот раз шансы Ле Пена невелики.

Среди оставшихся кандидатов -- лидер французских антиглобалистов Жозе Бове, Фредерик Ниу от Ассоциации охотников и рыболовов, «зеленый» Доминик Вуане, а также представитель Французской коммунистической партии Мари-Жорж Бюффе.

Политологи уверенно предсказывают выход Николя Саркози во второй тур, который, при необходимости, пройдет 6 мая. Кто именно составит экс-министру пару, пока непонятно. Главным образом потому, что каждый третий француз еще не определился, кому же из 12 кандидатов доверить президентское кресло своей страны. Осознавая это, кандидаты не теряли времени, а активно выступали на митингах, пытаясь не только привлечь на свою сторону ту самую неопределившуюся треть, но и отнять избирателей у своих сторонников. В итоге позиции кандидатов стали размываться. Едва закончив бесконечные обвинения друг друга во всех возможных и невозможных грехах, претендующие на президентский пост принялись делать друг другу реверансы. В частности, призывая брать пример с Мартина Лютера Кинга и воплотить в жизнь французскую мечту – смотреть в будущее не с тревогой, а с надеждой -- кандидат прилюдно восхищается идеями итальянского коммуниста Антонио Грамши. Байру же пообещал в случае своей победы назначить на пост премьера человека из социалистического лагеря.

«Николя Саркози может чувствовать себя уверенно», -- утверждает немецкая Financial Times Deutschland. Испанцы, в свою очередь, «болеют» за Руаяль – итальянская Corriere della Sera пишет о том, как обрадуется глава испанского правительства Хосе Луис Сапатеро, если хозяйкой Елисейского дворца станет французская социалистка, передает inopressa.ru. В душе поддерживающая Саркози американская пресса рассуждает о беспрецедентной непредсказуемости предстоящих выборов. Чтобы перестраховаться, о неизбежности «сюрпризов» пишут многие западные издания. Их можно понять – предыдущие выборы (Ширак--Ле Пен) доказали, что французы способны легко опровергать любые прогнозы аналитиков. Поэтому теперь мало кто решается предсказать победу тому или иному кандидату.

Тем временем самих кандидатов мало волнует происходящее по ту сторону французской границы. Спустя два года после референдума по европейской конституции, которую французская нация решительно отвергла, во время президентской кампании дебаты о Европе практически отсутствовали. Вообще конкретики, кроме общих «я за Америку», «а я за Европу», французы так и не услышали.

Итак, до французских выборов остается менее двух суток. Французы выберут не просто нового президента, но новый путь развития своей страны – времена Ширака прошли, и даже в случае победы его сопартийца Саркози Францию ждут перемены. Палитра возможностей столь велика, что многие из «определившихся» граждан до сих пор пересматривают свои симпатии. Регулярные опросы, проводившиеся на протяжении последнего года, свидетельствуют, что 60–70% французов не доверили бы власть ни правящей UMP, ни оппозиционной PS. Мало того, судя по результатам исследования, сделанного по заказу французской Le Figaro, 59% опрошенных выразили мнение, что предвыборная кампания – 2007 была «низкого качества».