Большинство аналитиков сходятся во мнении относительно текущей конъюнктуры промышленного производства. Оно состоит в том, что уже второй месяц с начала года производство растет небывало высокими темпами. Однако это не совсем так.
Наиболее часто используемая форма измерения экономической динамики – темпы роста к соответствующему периоду предыдущего года. Такого рода измерение действительно дает весьма высокие темпы роста ИПП в первые два месяца текущего года. Это произошло потому, что в январе 2006 года производство абсолютно сокращалось, а в феврале темпы прироста к предыдущему месяцу в годовом выражении составляли 0,5%, что крайне невелико. В марте 2006 года они составляли 7,35%, что выше, чем в феврале 2007-го, что позволяет предположить, что так любимые многими темпы роста к соответствующему периоду предыдущего года в марте будут существенно ниже значений января и февраля. Напомним, что индекс промышленного производства в феврале составил 108,7% к соответствующему периоду предыдущего года.
Измеряя динамику производства несколько иным образом, а именно в темпах прироста к предыдущему периоду в годовом выражении и очищенную от влияния сезонных колебаний, можно наблюдать и несколько иную картину. Уровень индекса промышленного производства в начале текущего года действительно более высокий, чем в прошлом году. Однако уже четыре месяца подряд (с октября 2006 г.) темпы промышленности снижаются.
Снижение темпов производства в эти месяцы может носить конъюнктурный характер. Однако в целом динамика производства в последние два года ускоряется: так, значение долгосрочного тренда динамики ИПП в годовом выражении в феврале 2005 года составляло 2,54%, в феврале 2006 года – 4,03%, в феврале 2007 года --7,62%.
Необходимо отметить, что динамика промышленного производства все в большей степени определяется инвестиционным спросом, о чем свидетельствует сопоставление долгосрочных трендов инвестиций и ИПП.