Аlitalia с «серпом и молотом»

Евгений Уткин
3 апреля 2007, 12:52

«Аэрофлот» в партнерстве с итальянским банком UniCredit претендует на покупку госпакета акций национального итальянского авиаперевозчика Alitalia, находящегося сейчас в плачевном состоянии. Если российская компания победит в тендере, ей придется столкнуться с неординарной менеджерской задачей -- победить местные профсоюзы и заставить итальянцев работать.

Когда Глава инвестиционного отделения банка UniCredit Серджио Эрмотти собрал в понедельник в Милане группу журналистов на брифинг по поводу переноса итальянской инвестиционной деятельности UniCredit Banca Mobiliare банку Bayerische Hypo- und Vereinsbank (HVB), ничего не предвещало суперновостей. О концентрации этой деятельности в руках HVB заявлял еще глава UniCredit Алессандро Профумо в своем интервью «Эксперту». Было просто любопытно познакомиться с «начальником» Атона и ММБ.

На брифинге речь зашла и о национальном итальянском авиаперевозчике Alitalia. Ведь UniCredit Banca Mobiliare был одним из претендентов на покупку госпакета акций (до 49%) находящейся в плачевном состоянии Alitalia, тендер на его продажу был объявлен в конце декабря. Любопытно, что из одиннадцати первоначальных претендентов на авиаперевозчика к 11.00 2 апреля, дате окончательного формирования консорциумов и окончательной подачи заявок, оказалось только три.

На вопрос об Alitalia ( заметим что брифинг начался в 11.20, как специально) Серджио Эрмотти произнес слово «Аэрофлот». Он объяснил, банк UniCredit привлек "Аэрофлот" как индустриального партнера для приобретения акций Alitalia. В консорциуме, созданном для подачи заявки, "Аэрофлоту" будет принадлежать 95 процентов, итальянскому банку -- 5 процентов. Эрмотти пояснил «Эксперту Online», что 5 % -- это та минимальная доля, которую по правилам тендера должен иметь участник, подавший предварительную заявку в декабре прошлого года. Тогда UniCredit подал заявку один, намекая, что действует в интересах партнеров. Но не раскрывал их имен. Иностранная пресса склонялась к тому, что итальянский банк выступает от лица Lufthansa. На наш вопрос, были ли контакты и договоренности с «Аэрофлотом» еще до подачи заявки в прошлом году, Эрмотти ответил, что «их банк не является авиаперевозчиком, и они бы не подали заявку, не имея индустриального партнера за спиной» и что «умение хранить коммерческую тайну -- это тоже одна из характеристик их банка». На вопрос, почему банк не объявил об этом позднее, он заметил что через 5 минут информация появится на сайте Министерства экономики и финансов Италии.

Так и случилось. И оказалось, что два участника, подавшие заявки отдельно, Texas Pacific Group Partners и MatlinPatterson Global Advisers решили объединиться, при этом к ним добавился Mediobanca Banca di Credito Finanziario. К UniCredit Banca Mobiliare добавился "Аэрофлот", и только третий участник остался без изменений: АР Holding, который возглавляет Карло Тото, президент итальянской авиакомпании AirOne.

«Аэрофлот», кажется, не знал об опубликовании этих данных, поэтому сначала отверг эту информацию агенству «Рейтер», которое присутствовало на брифинге. И только потом был вынужден согласиться. Только сегодня глава российской компании Валерий Окулов объяснил свои мотивы. По его словам, Alitalia  интересна  "Аэрофлоту" эффективной  маршрутной сетью, возможностью выхода на итальянский рынок, а также тем, что полеты из Италии являются "воротами в Северную Африку и Южную Европу".

Впрочем, только после 16 апреля станет ясно, примут ли заявку UniCredit--"Аэрофлот" в министерстве экономики и финансов Италии. Проблем с этим не должно возникнуть: этот консорциум имеет даже преимущества перед другими претендентами: только он является одновременно сильным финансовым и индустриальным игроком. Кроме этого, финансовым советником правительства Италии выступает Merrill Lynch, а Серджио Эрмотти еще до декабря 2005 года был одним из руководителей этой компании. И уж совсем любопытная деталь – Эрмотти является президентом небольшой авиакомпании Darwin ( как он сам сказал, «маленькая, всего 4 самолета по 50 мест»), так что он разбирается и в авиаперевозках.

Кроме того, Эрмотти высоко оценивает опыт «Аэрофлота» по реструктуризации бизнеса. На наше замечание, что этот опыт совсем непросто применить в итальянских условиях, где очень сильны профсоюзы, он заметил, что разговаривал с профсоюзными лидерами, и они осознают, что, для того чтобы не погибнуть окончательно (в смысле разориться), они должны пойти на уступки.

Эрмотти также подчеркнул, что если правительство не изменит условия конкурса ( об этом было специально оговорено в правилах), то консорциумы можно считать сформировавшимися. Если же правила поменяются, то он не видит проблем с вхождением в их консорциум и другого индустриального партнера. Это же сегодня подтвердил и Окулов. «ОАО  "Аэрофлот -- Российские  авиалинии"  не  исключает  привлечения  третьего  партнера в консорциум  для  участия  в  конкурсе  на  приобретение  госпакета акций Alitalia», -- сообщил он .

Аналитики в целом позитивно отнеслись к новости о желании ОАО "Аэрофлот -- Российские авиалинии" приобрести пакет акций итальянского авиаперевозчика Alitalia и оценили возможную покупку в 670--690 млн евро, сообщает «Интерфакс». «Для "Аэрофлота", 56% выручки которого приходится на международные перевозки, покупка Alitalia может стать значительной вехой в развитии этой части его бизнеса», -- считает аналитик "Уралсиба" Андрей Никитин. «Приобретение итальянского авиаперевозчика позволит "Аэрофлоту" расширить маршрутную сеть и откроет возможности для приобретения воздушных судов без уплаты ввозных пошлин», -- поддерживает коллегу аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова.

Пока рынок положительно реагирует на новость о возможной покупке Аlitalia "Аэрофлотом". Акции Аlitalia на Миланской бирже поднялись на 6,24 %, акции "Аэрофлота" на ММВБ выросли более чем на 7% до 79,49 рубля в течение понедельника.

Ясно, что мы не могли не задать вопрос Эрмотти о судьбе российских компаний "Атон" и ММБ.

«Как будет разделен инвестиционный бизнес ММБ и "Атона" (сейчас многие подразделения дублируют друг друга и конкурируют)?» На это он с уверенностью ответил, что пересечения совсем небольшие, и они не собираются сливать эти два банка и тем более увольнять персонал.

Так что служащие ММБ и "Атона" могут спать спокойно, что не скажешь о работниках Alitalia, которые уже 18 апреля объявили забастовку (независимо от известия об интересе «Аэрофлота»).

Хоть в Европе и существует страх перед полетами на "Аэрофлоте", те, кто летал, знает, что условия вполне приемлемые, лучше многих европейских авиаперевозчиков. Являясь членом альянса Sky Team, «Аэрофлот» уже выполняет рейсы в Италию в код-шеринге с Alitalia, то есть летишь на одном самолете, но клиенты Alitalia платят обычно больше.

При этом «Аэрофлот» последние годы показывает стабильные финансовые результаты ( чистая прибыль за 2006 год должна превысить 200 млн долларов), тогда как Аlitalia терпит огромные убытки ( около 400 млн евро за 2006 год и около 3 млрд евро с 1995 года!). При этом возможности синергии у этих двух компаний дейсвительно есть.

Сам "Аэрофлот" пока не спешит делиться подробностями своего амбициозного проекта. Аналитики же рекомендуют "держать" акции перевозчика до выяснения подробностей.