Аlitalia с «серпом и молотом»

Москва, 03.04.2007
«Аэрофлот» в партнерстве с итальянским банком UniCredit претендует на покупку госпакета акций национального итальянского авиаперевозчика Alitalia, находящегося сейчас в плачевном состоянии. Если российская компания победит в тендере, ей придется столкнуться с неординарной менеджерской задачей -- победить местные профсоюзы и заставить итальянцев работать.

Когда Глава инвестиционного отделения банка UniCredit Серджио Эрмотти собрал в понедельник в Милане группу журналистов на брифинг по поводу переноса итальянской инвестиционной деятельности UniCredit Banca Mobiliare банку Bayerische Hypo- und Vereinsbank (HVB), ничего не предвещало суперновостей. О концентрации этой деятельности в руках HVB заявлял еще глава UniCredit Алессандро Профумо в своем интервью «Эксперту». Было просто любопытно познакомиться с «начальником» Атона и ММБ.

На брифинге речь зашла и о национальном итальянском авиаперевозчике Alitalia. Ведь UniCredit Banca Mobiliare был одним из претендентов на покупку госпакета акций (до 49%) находящейся в плачевном состоянии Alitalia, тендер на его продажу был объявлен в конце декабря. Любопытно, что из одиннадцати первоначальных претендентов на авиаперевозчика к 11.00 2 апреля, дате окончательного формирования консорциумов и окончательной подачи заявок, оказалось только три.

На вопрос об Alitalia ( заметим что брифинг начался в 11.20, как специально) Серджио Эрмотти произнес слово «Аэрофлот». Он объяснил, банк UniCredit привлек "Аэрофлот" как индустриального партнера для приобретения акций Alitalia. В консорциуме, созданном для подачи заявки, "Аэрофлоту" будет принадлежать 95 процентов, итальянскому банку -- 5 процентов. Эрмотти пояснил «Эксперту Online», что 5 % -- это та минимальная доля, которую по правилам тендера должен иметь участник, подавший предварительную заявку в декабре прошлого года. Тогда UniCredit подал заявку один, намекая, что действует в интересах партнеров. Но не раскрывал их имен. Иностранная пресса склонялась к тому, что итальянский банк выступает от лица Lufthansa. На наш вопрос, были ли контакты и договоренности с «Аэрофлотом» еще до подачи заявки в прошлом году, Эрмотти ответил, что «их банк не является авиаперевозчиком, и они бы не подали заявку, не имея индустриального партнера за спиной» и что «умение хранить коммерческую тайну -- это тоже одна из характеристик их банка». На вопрос, почему банк не объявил об этом позднее, он заметил что через 5 минут информация появится на сайте Министерства экономики и финансов Италии.

Так и случилось. И оказалось, что два участника, подавшие заявки отдельно, Texas Pacific Group Partners и MatlinPatterson Global Advisers решили объединиться, при этом к ним добавился Mediobanca Banca di Credito Finanziario. К UniCredit Banca Mobiliare добавился "Аэрофлот", и только третий участник остался без изменений: АР Holding, который возглавляет Карло Тото, президент итальянской авиакомпании AirOne.

«Аэрофлот», кажется, не знал об опубликовании этих данных, поэтому сначала отверг эту информацию агенству «Рейтер», которое присутствовало на брифинге. И только потом был вынужден согласиться. Только сегодня глава российской компании Валерий Окулов объяснил свои мотивы. По его словам, Alitalia  интересна  "Аэрофлоту" эффективной  маршрутной сетью, возможностью выхода на итальянский рынок, а также тем, что полеты из Италии являются "воротами в Северную Африку и Южную Европу".

Впрочем, только после 16 апреля станет ясно, примут ли заявку UniCredit--"Аэрофлот" в министерстве экономики и финансов Италии. Проблем с этим не должно возникнуть: этот консорциум имеет даже преимущества перед другими претендентами: только он является одновременно сильным финансовым и индустриальным игроком. Кроме этого, финансовым советником правительства Италии выступает Merrill Lynch, а Серджио Эрмотти еще до декабря 2005 года был одним из руководителей этой компании. И уж совсем любопытная деталь – Эрмотти является президентом небольшой авиакомпании Darwin ( как он сам сказал, «маленькая, всего 4 самолета по 50 мест»), так что он разбирается и в авиаперевозках.

Кроме того, Эрмотти высоко оценивает опыт «Аэрофлота» по реструктуризации бизнеса. На наше замечание, что этот опыт совсем непросто применить в итальянских условиях, где очень сильны профсоюзы, он заметил, что разговаривал с профсоюзными лидерами, и они осознают, что, для того чтобы не погибнуть окончательно (в смысле разориться), они должны пойти на уступки.

Эрмотти также подчеркнул, что если правительство не изменит условия конкурса ( об этом было специально оговорено в правилах), то консорциумы можно считать сформировавшимися. Если же правила поменяются, то он не видит проблем с вхождением в их консорциум и другого индустриального партнера. Это же сегодня подтвердил и Окулов. «ОАО  "Аэрофлот -- Российские  авиалинии"  не  исключает  привлечения  третьего  партнера в консорциум  для  участия  в  конкурсе  на  приобретение  госпакета акций Alitalia», -- сообщил он .

Аналитики в целом позитивно отнеслись к новости о желании ОАО "Аэрофлот -- Российские авиалинии" приобрести пакет акций итальянского авиаперевозчика Alitalia и оценили возможную покупку в 670--690 млн евро, сообщает «Интерфакс». «Для "Аэрофлота", 56% выручки которого приходится на международные перевозки, покупка Alitalia может стать значительной вехой в развитии этой части его бизнеса», -- считает аналитик "Уралсиба" Андрей Никитин. «Приобретение итальянского авиаперевозчика позволит "Аэрофлоту" расширить маршрутную сеть и откроет возможности для приобретения воздушных судов без уплаты ввозных пошлин», -- поддерживает коллегу аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова.

Пока рынок положительно реагирует на новость о возможной покупке Аlitalia "Аэрофлотом". Акции Аlitalia на Миланской бирже поднялись на 6,24 %, акции "Аэрофлота" на ММВБ выросли более чем на 7% до 79,49 рубля в течение понедельника.

Ясно, что мы не могли не задать вопрос Эрмотти о судьбе российских компаний "Атон" и ММБ.

«Как будет разделен инвестиционный бизнес ММБ и "Атона" (сейчас многие подразделения дублируют друг друга и конкурируют)?» На это он с уверенностью ответил, что пересечения совсем небольшие, и они не собираются сливать эти два банка и тем более увольнять персонал.

Так что служащие ММБ и "Атона" могут спать спокойно, что не скажешь о работниках Alitalia, которые уже 18 апреля объявили забастовку (независимо от известия об интересе «Аэрофлота»).

Хоть в Европе и существует страх перед полетами на "Аэрофлоте", те, кто летал, знает, что условия вполне приемлемые, лучше многих европейских авиаперевозчиков. Являясь членом альянса Sky Team, «Аэрофлот» уже выполняет рейсы в Италию в код-шеринге с Alitalia, то есть летишь на одном самолете, но клиенты Alitalia платят обычно больше.

При этом «Аэрофлот» последние годы показывает стабильные финансовые результаты ( чистая прибыль за 2006 год должна превысить 200 млн долларов), тогда как Аlitalia терпит огромные убытки ( около 400 млн евро за 2006 год и около 3 млрд евро с 1995 года!). При этом возможности синергии у этих двух компаний дейсвительно есть.

Сам "Аэрофлот" пока не спешит делиться подробностями своего амбициозного проекта. Аналитики же рекомендуют "держать" акции перевозчика до выяснения подробностей.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Два с половиной миллиарда бюджетных денег на катание ржавых бочек и веселых студентов»

Российский биоокеанолог, академик РАН, заместитель директора Института океанологии имени П. П. Ширшова Михаил Флинт — о том, почему арктический регион является зоной повышенного риска и требует пристального внимания российских ученых

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. ФРС идет ва-банк
    Американский регулятор сегодня объявил о фактически безлимитной программе количественного смягчения (QE), при этом покупки будут касаться также и корпоративных облигаций
  2. Польша может оставить «Северный поток-2» без газа
    Немецкий газовый регулятор Bundesnetzagentur решил позволить польской нефтегазовой компании PGNiG участвовать в процедуре решения вопроса об исключении газопровода «Северный поток 2» из Европейской газовой директивы
  3. Нефтяная война: США могут нарушить самое большое табу
    США и Саудовская Аравия могут предпринять совместные меры по стабилизации цен на нефть.
Реклама