ТПП России разработала законопроект, предусматривающий введение ответственности должностных лиц налоговых органов за незаконные действия в отношении налогоплательщиков. Об этом на третьем Всероссийском налоговом форуме "Налоговая система России и развитие предпринимательства. Взгляд бизнеса", заявил президент ТПП Евгений Примаков.
Он также отметил, что новые нормы Налогового кодекса РФ, вступившие в силу с 1 января 2007 г., как показывают три месяца их действия, не оправдали себя -- продолжается практика своевольной трактовки налоговыми органами норм кодекса. Ситуацию здесь надо менять, подчеркнул Примаков.
О том, за что и какую ответственность предусматривает законопроект, «Эксперту Online» рассказал заместитель директора департамента по законодательству ТПП РФ Дмитрий Фадеев. За вынесение заведомо незаконного решения налогового органа должностное лицо, вынесшее это решение, наказывается штрафом в размере до 300 тыс. рублей или лишением свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенную должность. За те же действия, повлекшие крупный ущерб гражданину или организации -- свыше 1 млн рублей, наказывается лишением свободы от 2 до 10 лет. За ненадлежащее исполнение должностными лицами органов налогового контроля своих должностных полномочий (например, не по тем основаниям проводят камеральную или выездную проверку) предусмотрен штраф от 5 до 25 тыс. рублей или в размере заработной платы, или иного дохода за период до 3 месяцев. За проведение незаконных налоговых проверок (в том числе когда такие проверки «заказывают» другие компании – конкурирующие фирмы, которые договариваются с налоговиками) предусматривается штраф до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 1 года с лишением права занимать определенную должность. За те же, но неоднократные действия предусматривается лишение свободы на срок от 2 до 5 лет.
«РСПП инициативу ТПП поддерживает, -- сообщил "Эксперту Online" зампред налогового комитета РСПП Сергей Беляков. -- Сейчас сложилась странная ситуация, когда налоговые органы своими действиями или бездействием нарушают нормы закона и права налогоплательщиков и не несут за это никакой ответственности. Получается, что мы таким образом только плодим эти нарушения». Примеров таких нарушений очень много. Вот лишь некоторые из них, перечисляет Беляков. Например, по закону в рамках налоговой проверки предусмотрено подавать только налоговую декларацию и ряд определенных частью 2 Налогового кодекса документов, а налоговики требуют дополнительные документы и за непредоставление арестовывают все счета. На незаконных основаниях налоговики отказываются или несвоевременно возмещают НДС. Не выносят решения по НДС в установленный срок, и налогоплательщики вынуждены в судах оспаривать невынесение решения, то есть бездействие налоговых органов.
Часто налоговики теряют документы, в результате чего налогоплательщику приходится предоставлять документы второй раз, что влечет дополнительные издержки. Перерасчитывая ЕСН в сторону увеличения, не пересматриваются обязательства по налогу на прибыль. А увеличение ЕСН предусматривает уменьшение налога на прибыль.
Зачастую налоговые органы анонсируют свои претензии к налогоплательщику до рассмотрения дел в судах, по итогам судов претензии в разы уменьшаются, а до этого времени снижается капитализация компании. «Особенно остро проблема ощущается "на местах", где налоговики действуют по заказу конкурентов и государственных чиновников, которые хотят свести счеты с той или иной компанией», -- отмечает Фадеев.
С 1 января вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые направлены на упрощение процедур налогового контроля и для налоговых органов, и для налогоплательщиков. Законодатели прописали процедуру налоговых проверок на всех стадиях. Пересмотрен порядок проведения контрольных мероприятий, камеральных, выездных, повторных проверок, пересмотрены их сроки, порядок обжалования. Все это правильно. Но проблема в том, что процедуры эти нарушаются, а ответственность налоговых органов не прописана, то есть никаких последствий за эти нарушения не возникает. «Мы сталкиваемся с ситуацией, когда нормы прописаны, но они просто игнорируются», -- говорит Беляков.
«Реформа налогового администрирования, которая была проведена, не дала результатов. Первые месяцы действия этих новых норм показали, что налоговые органы ведут себя так, как хотят, -- говорит Фадеев. – Количество обращений и жалоб налогоплательщиков не уменьшилось. Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения». Председатель экспертного совета по налоговому законодательству при Комитете Государственной думы России по бюджету и налогам Михаил Орлов также считает, что многие поправки, вступившие в силу с 1 января, себя не оправдывают. «Например, новый подход в отношении камеральных проверок – налоговики в результате требуют абсолютно все документы, которые им заблагорассудится. К тому же, например, 93-я статья была изначально запрограммирована на усиление прессинга на налогоплательщиков. В результате крупные налогоплательщики буквально завалены просьбами предоставить документы», -- говорит Орлов.
Поэтому эксперты всячески приветствуют введение ответственности за нарушения. «Ответственность должна быть и материальной (налоговые органы сегодня даже не платят госпошлину при рассмотрении дел в судах в случае, если они проигрывают дело. И уголовная, и административная, -- считает Беляков, -- угроза наказания должна повлиять на поведение сотрудников ФНС».
«Нет никакого контроля за исполнением норм налоговиками. Соответственно, у них нет и ответственности. По идее должны контролировать прокуратура или милиция. Но по сути нет ни одного органа оперативного реагирования. Суд малоэффективен из-за инертности принимаемых решений. Единственный вариант – возвращение дискуссии о введении уголовной ответственности», -- говорит Орлов. Как раз об этом и идет речь в документе.
«То, что предлагает ТПП, положительно скажется на действиях налоговиков, -- уверен замгендиректора завода Вторичных металов и сырья (ВМС) Максим Ткач. – Это та мера ответственности, которую они исторически никогда не несли. И зачастую те действия, которые в отношении компаний предпринимаются, сходят им с рук. Максимум, что они получают, – это выговор или неполное служебное соответствие!»
«Эффективны предлагаемые нормы будут прежде всего для тех сотрудников, которые хотят занять ключевые должности в структуре налоговых органов, они будут отдавать себе отчет, что делают и чего могут лишиться. Это, безусловно, повысит их ответственность», -- убежден Ткач.
Вместе с тем, как убежден юрист Сергей Астахов, гипотетическая уголовная ответственность вряд ли приструнит распоясавшихся налоговиков. «Ввести поправки в Уголовный кодекс – не проблема, но эта статья, скорее всего, будет мертвая. Ведь заведомость, т. е. умышленность, надо еще доказать, а это не так просто. Заведомость надо будет устанавливать через суд», -- рассказал юрист «Эксперту Online». Другое дело – надо менять некоторые нормы в Налоговом кодексе. Ведь зачастую те действия, которые совершают налоговики, не противоречат Налоговому кодексу, например, то же чрезмерное количество требований о предоставлении документов. «Налоговик вам скажет, что действует по инструкции, и будет прав», -- объясняет Астахов.
Помочь делу, по словам Астахова, могут финансовые санкции. «ВАС, например, выпустил 13 марта этого года информационное письмо, где предлагается в случае, если налоговая инспекция проигрывает дело, обязать ее выплачивать пошлину, а не фирму, которая подавала жалобу», -- рассказал юрист. Даже это, по его словам, может оказаться действеннее.