Выбор партнеров не случаен: так, Index Ventures работает только с высокотехнологичными компаниями, а компания Cisco известна как разработчик телекоммуникационного оборудования для доступа в интернет.
Западные инвесторы рискнули вложить деньги в такую непрозрачную отрасль, как отечественная электронная торговля, во многом воодушевившись успехами OZON.ru. В минувшем году оборот этой компании вырос на 77%, и сегодня он составляет 34,3 млн долларов. Сегодня на OZON.ru зарегистрировано 1,7 млн пользователей, ежемесячный прирост клиентской базы – более 40 тыс. регистраций.
Растет и стоимость заказа в магазине OZON.ru. Например, в 2003 году он не превышал 22 долларов, сегодня же заказ составляет 41 доллар. Дело в том, что в последние годы электронный магазин активно развивал ассортимент. Начав с электронной торговли книгами в 90-е годы, OZON.ru сегодня наращивает продажи других потребительских товаров – софта, музыки, телефонов и даже антиквариата. Так, например, в прошлом году динамика продаж DVD и video-CD выросли на 56%, а электроники, фототехники и мобильных телефонов – аж на 381%.
Помимо того, западные инвесторы оценили и потенциал российского рынка электронной торговли. Несмотря на то, что пока объем этого рынка невелик – порядка 1, 7 млрд долларов, темпы его роста сегодня не менее 45--60%. Сегодня уже 25 млн отечественных пользователей имеют доступ в интернет, в то время как несколько лет назад их было не более пяти-шести миллионов.
В свою очередь, ОZON.ru остро нуждается в инвесторах. Компания значительно опережает другие отечественные интернет-магазины: ни у кого из них нет таких больших складов, как у ОZON.ru, да и поставщики товаров и сервис у них гораздо слабее. Уже не говоря о том, что большая часть наших электронных магазинов работает «всерую». Однако ОZON.ru испытывает сильную конкуренцию со стороны обычных ритейлеров – в первую очередь «М. видео», «Эльдорадо», «Евросеть» и т. д. И в ближайшие годы она только усилится: эти ритейлеры сегодня запускают собственные онлайновые проекты. «Поэтому нам сегодня необходим диверсифицированный ассортимент – только так мы сохраним устойчивость», -- говорит Михаил Ятковский, директор по связям с общественностью интернет-магазина ОZON.ru. Полученные деньги компания планирует направить на развитие других товарных ниш. Так, недавно у интернет-магазина появились разделы «Дом и интерьер», «Красота и спорт», предлагающие текстиль, посуду, наборы для кухонь, парфюмерию, одежду и т. д. Большая доля западных денег будет направлена ОZON.ru на маркетинг и продвижение – для увеличения своей клиентской базы. Сегодня две трети продаж компании приходится на Москву и Санкт-Петербург, при этом в столице сосредоточено более 50% клиентской базы ОZON.ru.
Но основные инвестиции OZON.ru пойдут на развитие логистики. По словам г-на Ятковского, недостаточность складских мощностей сегодня тормозит развитие компании даже больше, чем слабое проникновение интернета в регионы России. В ближайшие годы компания планирует расширить свой логистический комплекс в Твери площадью в 6,5 кв. метров, а также увеличить существующие склады в Москве и Санкт-Петербурге. Но главное для OZON.ru сегодня -- строительство логистических центров в регионах. Помимо складов компания будет развивать в стране и сеть пунктов выдачи заказов – сегодня они у ОZON.ru. есть только в двух столицах и в Нижнем Новгороде.
Без обновленной системы логистики невозможно обеспечить короткие сроки поставок товаров, которые являются едва ли не ключевым конкурентным преимуществом на рынке электронной торговли. Сегодня ОZON.ru запустил логистическую концепцию «48 часов, или стоимость доставки обратно». Это достаточно короткие сроки, несмотря на то, что в странах Западной Европы сегодня действуют электронные магазины, предлагающие товар всего за 24 часа.