Рублевый регресс

Екатерина Шохина
5 апреля 2007, 18:31

МЭРТ предсказывает девальвацию рубля в 2009 году. Это связано с тем, что из-за стагнации мировых цен на нефть приток валюты в страну замедлится, сальдо торгового баланса обнулится и снизится инвестиционная активность. Отечественные производители ослаблению рубля рады – из-за сильного рубля они теряют конкурентоспособность.

Российский рубль к 2009 году несколько ослабнет, такой прогноз сделал вчера директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач, выступая в Высшей школе экономики. И это произойдет по причине остановки мировых цен на нефть, которая приведет в 2009 году к обнулению торгового и платежного баланса. «При сокращении сальдо торговых операций необходимо будет пойти на некоторое снижение курса рубля, -- сообщил Клепач "Эксперту Online". -- Но при этом резкого снижения курса рубля не будет, мы не можем этого себе позволить, рубль девальвируется на 3-4%». Пойти на девальвацию, по мнению Клепача, следует для того, чтобы затормозить рост импорта. К тому же отрицательное сальдо торгового баланса приведет к потере валютных резервов.

Девальвировать рубль, по мнению Клепача, будет несложно -- ЦБ просто будет меньше удерживать free-float валюты.

По мнению главного экономиста компании «Тройка Диалог» Евгения Гавриленкова, девальвация произойдет автоматически – сама собой. Это будет связано с двумя факторами – переходом от курсовой к денежной политике ЦБ и замедлением притока инвестиций.

«Поскольку рубль укрепился чрезмерно агрессивно, ЦБ неизбежно будет вынужден уйти с валютного рынка, о чем он уже неоднократно заявлял. Заработает механизм рефинансирования, и ЦБ будет в большей степени функционировать как кредитор последней инстанции, будет доминировать денежная политика с уменьшением роли курсовой», -- говорит Гавриленков. Плюс к этому при обнулении сальдо торговых операций поменяются ожидания инвесторов. «Инвесторы уже не будут ждать укрепления рубля (ведь давления на рубль со стороны огромного притока валюты не будет), замедлится приток по капитальным операциям, спрос со стороны импортеров и тех компаний, которым надо платить платежи по долгам (компании и банки уже задолжали 160 млрд долларов), может начать превышать предложение валюты на рынке, и рубль начнет девальвироваться», -- объясняет Гавриленков. Он, правда, отказывается называть величину и дату ослабления курса национальной валюты – «это зависит от цен на нефть, которые непредсказуемы, да к тому же это и вредно – потому что сразу же начнутся спекуляции на валютном рынке», говорит эксперт.

Вместе с тем начальник аналитического отдела ING Bank Юлия Цепляева считает, что говорить о снижении инвестиционной привлекательности и кризисе национальной валюты не стоит. А уж тем более сравнивать нынешнюю ситуацию с дефолтом 1998 года. «В кризисе 1998 года обострение всех хронических проблем России произошло из-за того, что цена на нефть очень резко снизилась до 9-10 долларов за баррель. Впервые исчез профицит торгового баланса, и он стал отрицательным. Однако проблема того времени была связана с тем, что счет по капитальным операциям был тоже отрицательным, бегство капитала было значительным. А в нынешней ситуации этого ждать не следует», -- говорит Цепляева. Если мы посмотрим на ближайшего нашего соседа – Казахстан, продолжает Цепляева, то увидим, что там уже не один год отрицательный баланс счета текущих операций. Однако страна растет по 11% в год, тенге укрепляется, и ничего ужасного не происходит. Секрет в том, что там большой приток инвестиций, особенно в банковскую систему. В России ситуация похожа. «И я не думаю, что снизится приток иностранного капитала в страну. Если посмотреть на прямые инвестиции, то тенденция прошлых лет, когда они притекали только в топливный сектор, сменилась другой -- теперь мы видим большую диверсификацию инвестиций и большее количество сравнительно мелких проектов – по 100 млн долларов, которые зависят не от курса рубля, а от прибыльности их самих, -- говорит Цепляева. – Я, конечно, разделяю некоторую тревогу, что если цены на нефть упадут, то Россия перестанет быть таким популярным направлением для инвестиций, но считаю, что это можно легко исправить путем выбора политики, поощряющей иностранные инвестиции. Например, не менять правила игры, не пытаться монополизировать все вокруг». Однако все последнее время правительство только и занимается тем, что меняет правила игры. И надежды на такую политику очень слабы.

В то же время российские производители с нетерпением ждут ослабления национальной валюты. «Для нас некоторая коррекция рубля, его снижение – это позитивный фактор, -- говорит председатель правления консервного холдинга "Помидорпром" Максим Протасов. -- Сегодня значительную часть продукции в нашем секторе выгоднее производить не в России. Если до недавнего времени только цена сырья – свежих овощей -- в Азии была ниже, чем в России, и мы выигрывали в готовом продукте за счет того, что цена тары и перевозки компенсировала эту разницу и российский продукт оказывался по себестоимости дешевле, то сейчас уже и тара стоит в России дороже, чем азиатские аналоги. Конкурентоспособность в нашем сегменте очень сильно зависит от курса рубля».