По словам директора департамента маркетинга Международной зерновой компании Николая Демьянова, Россия в этом сельхозгоду (июль 2006-- июнь 2007 года) экспортирует 12 млн тонн зерна, что практически соответствует показателю прошлого сельхозгода (11,7 млн тонн).
«За последние пять лет экспорт пшеницы и ячменя (основные экспортные культуры) составил в среднем 11,2 млн тонн, в этом году Россия экспортирует 10 млн тонн пшеницы и около 2 млн тонн ячменя», -- заявил он. По его данным, за июль 2006--март 2007 года Россия уже экспортировала 8,6 млн тонн пшеницы.
Вместе с тем, по оценкам других экспертов, урожай этого года может значительно превысить свою обычную планку, а соответственно, и экспорт повысится. По мнению гендиректора зернотрейдинговой компании Vallars Кирилла Подольского, пока точно прогнозировать цифру урожая сложно, однако пока все говорит о том, что урожай будет значительно выше прошлогоднего. «Думаю, что урожай может быть больше прошлогоднего на 3-4 млн тонн, это даже может быть рекорд», -- рассказал Подольский «Эксперту Online». Среди факторов – на редкость теплая погода и гораздо большая организованность отрасли. «Сельское хозяйство изменилось, стало больше денег, больше удобрений, больше эффективности, одним словом, бардака стало меньше», -- говорит специалист.
Подтверждают благоприятные прогнозы на урожай и другие эксперты. По словам Дмитрия Калянина, генерального директора российского офиса компании Nidera, одного из крупнейших зерновых трейдеров в мире, в этом году урожай будет как минимум не меньше прошлогоднего. «Пока перспективы более чем благоприятные. Все идет хорошо. Однако сейчас еще рано делать прогнозы. Ясно будет в середине мая», -- рассказывает Калянин.
Что касается мировых цен на зерно, то они по-прежнему высоки. Среди факторов, влияющих на рост цен, – рост мировых потребностей, рост благосостояния, постоянный рост переработки продукции на биотопливо. «В перспективе эта тенденция будет все больше укрепляться. Например, США объявили, что половина кукурузы, выращенной в США, будет перерабатываться в этанол», -- говорит Подольский. К тому же ежегодно происходит многомиллионный прирост населения, которое надо кормить, добавляет Калянин. «Таким образом, спрос превышает предложение. Основные импортеры – Северная Африка, Средиземноморье, Египет, Индия», -- перечисляет аналитик. Особых потрясений на мировом рынке зерна Калянин также не предвидит: «А что может измениться? Спрос может только расти».
Неудивительно, что при таких условиях прибыли российских производителей зерна все растут. В прошлом году, например, мировые цены на зерно были очень высоки, в результате чего зерновые компании получили сверхприбыли. По оценке Подольского, на высокие цены повлиял очень низкий урожай в Австралии и Индии (экспортеры зерна), в результате чего предложение резко сократилось. «Индия даже сама вышла на рынок как импортер», -- поясняет Подольский. К тому же не подвели постоянные страны-импортеры, закупив значительные партии российского зерна. Напомним, что среди основных импортеров российского зерна – Египет, Бангладеш, Индия, Пакистан, Израиль, Ливан, Алжир, Сирия, Марокко. «Ливан стал больше покупать, стабильным покупателем является Израиль, к сожалению, в последнее время ушла Турция», -- рассказывает Подольский.
Вместе с тем столь высокие доходы зерновых компаний пока никак не сказываются на модернизации отрасли. По оценке Подольского, причина в том, что пока это недостаточные цифры для перевооружения сельского хозяйства. Поэтому реинвестиция средств если и происходит, то в очень маленьком объеме. Но есть и положительные сдвиги. «Другое дело, что к зерновому рынку растет интерес. Инвесторы и финансовые институты видят, что отрасль стала прибыльной, поэтому игрокам предоставляется гораздо больше финансовых возможностей», -- рассказывает Подольский.
В то же время отставание отрасли от цивилизованного мира, по словам специалиста, колоссальное. С каждым годом состояние улучшается, но все равно отрасль является «наименее приведенной в нормальное состояние». Пока же все на уровне больших перспектив, заключает специалист.
В этом году, по словам экспертов, доходы производителей останутся как минимум на уровне прошлого года, а в случае благоприятной конъюнктуры будут гораздо больше.