Несемейный спикер

Николай Каледин
9 апреля 2007, 12:40

На прошлой неделе был избран новый спикер Народного собрания Дагестана.

Случилось то, о чем до мартовских выборов в республиканский парламент никто не мог и подумать: новым спикером стал не Магомедсалам Магомедов (сын экс-главы республики Магомедали Магомедова), а малоизвестный мэр небольшого города Избербаш (население 60 тыс.) Магомед Сулейманов. Это означает, что клан Магомедовых, пока еще одна из двух главных сил в республике, будет отстранен от законодательной власти.

К осени прошлого года в политике Дагестана запахло переменами. Одно чрезвычайно важное событие осталось незамеченным СМИ: ушел в отставку глава администрации президента Рамазан  Алиев. Этот опытный и влиятельный функционер достался президенту Дагестана Муху Алиеву от его предшественника Магомедали Магомедова. «Серым кардиналом» Рамазана Алиева назвать, конечно, нельзя, но он, оставаясь абсолютно непубличным политиком, был влиятельнее и имел больше возможностей, чем любой министр, включая премьера. Но осенью его понизили.

Курс на обновление политических элит стал просто очевидным после снятия с выборов в Народное собрание СПС, в котором сосредоточилось большинство сторонников мэра Махачкалы Саида Амирова. Амиров, вторая из двух (тоже с приставкой «пока») самых влиятельных сил в республике, рассчитывал провести в парламент как можно больше своих сторонников и стать с их помощью спикером. Даже на стадии подсчета голосов в Дагестане полагали, что борьба за парламент ведется между Амировым и Магомедовыми, чьим ставленником является сам экс-президент Дагестана. Считалось, что мэр проиграл. Но проиграл не только он.

Сейчас уже ни для кого не секрет, что Магомедов-старший согласился отпустить кормило Дагестана, которое держал больше 20 лет, только при условии, что его сын возглавит Народное собрание. Это означало, что его семья по-прежнему будет влиять на состояние дел в республике. Федеральные власти, в том числе полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак, были вынуждены согласиться с этими условиями. Как оказалось, лишь на короткое время. Трудно сказать, была это инициатива федерального центра или Муху Алиева, но Магомедову-младшему решили не сохранять место спикера.

В начале марта политсовет республиканской «Единой России» (эта партия на выборах в марте получила 47 из 72 мест в парламенте) рассмотрел кандидатуры Магомедова и мэра Избербаша Магомеда Сулейманова и рекомендовал центральной ЕР мэра. Москва кандидатуру одобрила. А накануне заседания, как стало известно «Эксперту Online», лидеры всех фракций собрались и договорились, что будут голосовать за  мэра.

Так они  и поступили. Политический легковес Сулейманов получил 69 «за» и ноль «против». Присутствовавший здесь же Муху Алиев сказал, что «другой кандидатуры нет и не будет», а Магомедсалам, по его словам, должен реализовывать свой потенциал на более высоком уровне, поэтому будет баллотироваться в Госдуму. Потом перед собранием выступил сам Магомедсалам, который подтвердил слова президента и сказал красивые слова о политическом и карьерном росте.

Но, по сути, избрание мэра Избербаша означает, что клан Магомедовых отодвинули от законодательной власти Дагестана. Так что в итоге победил Муху Алиев.

О важности произошедшего переворота можно судить по тому, как сдержанно и неохотно говорят о нем дагестанские политики. Кстати, выяснить, кто первым назвал имя Сулейманова при обсуждении поста спикера, оказалось невозможно. «Почему Магомедова заменили, я не знаю. Решение по спикеру принималось в Москве. Это вопрос, на который нет ответа», -- заявил зампредседателя НС единоросс Николай Алчиев (хотя выбор делала именно местная ЕР, Москва его только утвердила). «Я слабо знаю обстановку в республике, так как приезжаю сюда только на короткое время, в основном нахожусь в Москве. Сулейманова я почти не знаю, не знаю, почему его выбрали», -- говорит депутат Госдумы от КПРФ, лидер дагестанских коммунистов Махмуд Махмудов.

Кстати, сразу после выборов 11 марта на вопрос о будущем спикере НС господа Алчиев и Махмудов выражали «Эксперту Online» уверенность в том, что спикером снова станет Магомедсалам Магомедов. При этом они говорили, что он вполне справляется со своими обязанностями и что его кандидатуру поддержит президент Муху Алиев. Но политический ветер, как оказалось, крайне переменчив.