Второгодник в законе

Евгения Новикова
9 апреля 2007, 20:12

В России вводится обязательное общее образование. При этом возраст учащихся планируется увеличить до 20 лет. Это искусственная задержка интеллекта, говорят одни эксперты. Это обеспечит интеллектуальный рост нации, уверены другие.

Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с установлением обязательности общего образования». Дело в том, то Конституция гарантирует бесплатное основное общее образование, а время требует среднего общего образования для всех. То есть в жизнь должны выходить не после 9 лет учебы, а после 11. Это если дети учатся в школе. А если нет? По-видимому, законопроект распространяется и на другие форматы образования. То есть на техникумы, училища, колледжи. Хороша ли идея установления обязательного среднего образования поголовно?

В Минобрнауки, где готовили документ, утверждают, что, согласно данным статистики, с которой не поспоришь, уровень образования в стране все ниже и ниже. Так, в 1989 году на 1 000 человек населения в возрасте 20--24 лет приходилось 6 человек, имеющих только начальное общее образование, и 54 -- имеющих основное общее образование, то есть 9 классов средней школы. А в 2002 году с начальным образованием -- 13 и с основным общим -- 92 человека из одной тысячи. И это обусловливает негативные социально-экономические последствия. С одной стороны, это ограничивает возможности профессионального самоопределения и трудоустройства, отсюда -- дефицит кадров на рынке труда. С другой стороны, формируется группа незанятой молодежи, которая болтается без дела, и от этого растет преступность. Все это страшно тревожит Минобрнауки.

Теперь все получают не просто шанс, а обязанность учиться. Причем без ущерба для бюджета: Россия – в «демографической яме».

Разберемся вначале со школой, точнее, с 10--11-ми классами. Ни для кого не секрет, что родители зачастую забирают вполне успешных детей сразу после 9 класса, потому что дальше – 2 года, насыщенных якобы факультативными, но на деле обязательными платными и весьма дорогими уроками: риторикой, этикой, эстетикой, психологией и проч. Наследника отдают в техникум, тесно взаимодействующий с вузом, чтобы обеспечить ему, с одной стороны, адекватное профессиональное образование, с другой -- качественную подготовку в вуз. Ни для кого не секрет, что редкая обычная средняя школа может подготовить для поступления в высшее учебное заведение. Причем уже давно. А затраты на репетиторов плюс оплата ненужных факультативов далеко не всем по карману. «Многие ходят в школу по принуждению, не учиться, а общаться, -- заявил "Эксперту Online" Алексей Чернышов, заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке. -- Мы красиво говорим о бесплатном образовании, хотя давно знаем, сколько в школе надо платить. Бюджет от 11-летнего образования не пострадает, а родители? Им придется платить еще два года. В некоторых школах эта цифра ощутимая. Многие родители переводят детей из школ в техникумы по финансовым соображениям. Не могут платить».

В Минобрнауки РФ, похоже, до этого нет дела. Финансовых проблем нет, утверждают чиновники. Принятие федерального закона потребует привлечения к учебе по образовательным программам среднего общего образования около 40--50 тыс. человек, которые в настоящее время после окончания 9-го класса не получают среднего полного общего образования. В ближайшие годы из-за демографического спада прогнозируется серьезное сокращение выпуска из 9-х классов – аж на 38,8% в 2008 году по сравнению с 2004. Ежегодное сокращение численности выпускников основной школы на 100--150 тыс. человек позволяет на базе существующей сети учреждений, дающих среднее общее образование, принять на обучение всех выпускников 9-х классов. Таким образом, говорят в ведомстве по образованию, законопроект дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних по продолжению обучения и получения профессионального образования.

В школе поддерживают идею обязательного всеобщего среднего образования. По крайней мере, как заявила «Эксперту Online» директор одной из московских школ, при нашей технике, при развитии науки иметь 9-классное образование – «это безобразие». Но формат обучения на третьей ступени – после 9-го класса – должен быть разным: дневной, вечерний экстернат, домашнее образование. «Кто хочет учиться, тот и выучится», -- уверена директор.

Примечательно, что имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету переводятся в следующий класс условно. То есть двойку получил – и переходи в следующий класс. Правда, придется все же досдавать долги. Но в течение следующего учебного года. В школах рады такому повороту событий. Учитель русского языка и литературы одной из столичных школ Наталья Смирнова рассказала «Эксперту Online», что условный перевод использовался не так давно в практике средней школы. «Мы переводили детей с одной и даже двумя двойками в следующий класс. Я против двойки ничего не имею, потому что бывают дети, которые не могут ничего выучить, – им трудно. Бывают ситуации, когда ученик вступает в конфликт с учителем. Пока он в состоянии конфликта, его наказывают двойкой. В начале перестройки мы ставили двоек столько, сколько хотели. Не успевает ученик – ну и ладно. Сейчас поставить двойку – довольно сложное дело. Создается видимость благополучия. Может быть, если человека будут переводить с двойкой, то видимость благополучия хоть немножко исчезнет. Это в первую очередь обращено к родителям. Может, это их всколыхнет», -- надеется она.

Ну а депутат Чернышов не очень рад такой перспективе условного перевода из класса в класс: «Зачем тянуть за уши, если не хочет ребенок, родился таким, не может учиться 11 или 12 лет?» Тянуть за уши придется, уверяет Смирнова: «Если мы не будем переводить учеников, придется оставлять на второй год почти треть школы. Потому что в обычной общеобразовательной школе уровень детей очень низкий. Культура понизилась, это проблема. Есть много детей, сильных и хороших, но слабые – вот уж действительно слабые!» Ну а тех, кто не сможет ликвидировать задолженность, согласно новому законопроекту оставят на повторное обучение или переведут в классы компенсирующего обучения – то есть упрощенной программы. Но с согласия родителей.

По новому документу, возраст ученика, получающего среднее общее образование, увеличивают до 20 лет. «Держать детей до 20 лет в школе, начиная образование с 7,5--8 лет, – это искусственная задержка интеллекта. У нас другой менталитет. Вполне достаточно до 17 лет учиться в школе. У нас принимают в школу с 6--7 лет, и не надо этого менять», -- говорят педагоги. Наталья Смирнова поддерживает коллег: «Если речь идет о средней школе, то это исключено полностью. Видеть бородатого и усатого дядю со сложившимися сексуальными интересами рядом с ребенком – абсолютно вредно. Если речь идет о колледже, вечерней школе, наверное, это нормально».

До достижения 20-летнего возраста будет действовать отсрочка от призыва в армию. Тут следует сказать особо: с 18 до 20 лет на совершенно законных основаниях наш великовозрастный ученик успеет жениться, стать дважды (как минимум) папой – и откосить от армии навечно. Так что законопроект может оказаться очень удобным для тех, кто не желает выполнять свой гражданский долг.

Что еще хорошего предусмотрено в новом законе? Расширяются возможности получения общего образования гражданами, содержащимися в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях. Администрации пенитенциарных заведений обязаны теперь создавать условия для получения ими общего образования. Это плюс. По крайней мере, будет чем заняться вне воли, и по окончании срока малолетка сможет хоть анкету для трудоустройства грамотно заполнить.

Законопроект предусматривает также расширение прав для больных туберкулезом. Госпитализированные для обследования и лечения в медицинские противотуберкулезные организации имеют право продолжать образование в соответствии с общеобразовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования. Ирина Раппопорт, ведущий научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, рассказала «Эксперту Online», что дети, «больные туберкулезом внутренних органов, кожи, костей, лечатся долго, находятся годами в стационарах, лесных школах, санаториях, где им дается образование». Она поддерживает это положение закона: эти ослабленные дети тоже получают право учиться 11 лет. В то же время дети не больные, а лишь инфицированные микобактерией туберкулеза – палочкой Коха, – учатся наравне с другими здоровыми детьми в общеобразовательных школах. Они считаются здоровыми, уточнила врач: «Такие дети учатся в школе – их до 30% в классах. Ребенок наблюдается врачом два раза в год, ему делают манту. Почти у всех детей появляется аллергия на манту на определенном этапе жизни». Такие дети не считаются ослабленными, уверена врач, поэтому тоже могут и должны учиться по полной программе наравне со всеми.

По мнению авторов законопроекта, установление в РФ обязательности всех трех ступеней общего образования, принятого в большинстве развитых стран мира, создаст реальные предпосылки к сближению систем общего образования России и развитых зарубежных стран, предусматриваемого международными соглашениями. В ответ депутат Алексей Чернышов, зампредседателя Комитета ГД по образованию и науке, припомнил Минобрнауке провал с обучением с 6-летнего возраста: «Государство не может внятно сформулировать национальную стратегию и не может признать ошибки. Обучение шестилеток не пошло по физиологическим нормам, не смогли обеспечить детям возможность сна – государству трудно признать эту ошибку. Теперь бакалавриат на три года – зачем вуз превращать в техникум или колледж? Зачем ломать высшее образование? Нам нужны фундаментальные знания. У нас будут недоучки, но зато мы выполним Болонское соглашение».

В общем, как утверждают в Госдуме, широкая дискуссия по данному вопросу не предусмотрена. Потому что «все просчитано наверху». Документ будет принят парламентом в первом чтении 10 мая. Окончательное третье состоится 6 июня.