То есть изначально было понятно, что на сам праздник «наезды» пойдут минимум с двух сторон. Поклонники А.А. Гитлера будут рассказывать о том, как «жидокомиссары истребляли арийцев белой Европы», а «демократы» -- как Преступный Режим приватизировал светлый праздник и с его помощью еще больше оболванивает народ, продолжая наступление на Св. Свободу.
Примерно так оно и получилось, причем во втором случае критика была довольно «целевой». И на острие критики при этом оказалась, пожалуй, даже не «Кровавая гебня, окопавшаяся в Кремле», -- а вполне, казалось бы, безобидные «георгиевские ленточки».
Накат получился преизрядный – настолько, что полный горечи комментарий написала сама автор идеи:
Пусть моя ленточка -- глупо, эмоционально, немодно, массово, пусть какой-то уродский менеджер из Русского размера додумался нацепить ее на водку -- я их, кстати, все равно достану. В глаза посмотрю, но это мое дело, я эту проблему решаю сама.... Пусть . Только вы говорите, долго, не только в мае. Орите на всех углах, о войне, о 45-м, о том, кому принадлежит Победа и нужно ли нам помнить. Орите. Рубинштейны и сытые Жени Киселевы (Женя, кстати, ничего не изменилось со времен ваших пятиминуток ненаисти, от которых мурашки бежали по спине в узком проходе ньюсрума). Только не молчите.
Помянутые в тексте Евгений Киселев и Лев Рубинштейн, равно как и неупомянутый там Михаил Зыгарь, и впрямь ударились в сугубую ленточкофобию. «Эти георгиевские ленточки к настоящей памяти о войне, о том, что пришлось пережить нашим отцам и матерям, нашим дедушкам и бабушкам в те страшные годы, никакого отношения не имеют, они просто пропитаны фальшью!» -- возмущается экс-ведущий НТВ. «Что в них такого невыразимо пошлого и фальшивого? Ну не могу объяснить. Могу только перефразировать старый анекдот про елочные украшения: ленточки эти насквозь фальшивые, потому что не волнуют», -- вторит ему концептуальный поэт Рубинштейн.
Где больше фальши – в самих ленточках, или в ленточкохульстве, -- вопрос, мягко говоря, дискутабельный. Вал жесткой критики обрушился и на самих критикующих:
Разумеется, ни Рубинштейн, ни Киселев никогда не извинятся перед Лосевой.
Потому что их профессия -- лгать.
Не менее жестко отреагировал и еще более маститый публицист:
С одной стороны, тут мы видим, как пишется история. Навязывание ленточки под дулом пистолета -- для целевой аудитории это скоро будет несомненным фактом.
С другой стороны, для той же аудитории любое проявление общерусской солидарности -- это то, что не имеет права на существование.
Оно бы и ничего, когда бы лгущие и ненавидящие не претендовали -- причем со звериной серьезностью -- на то, чтобы зваться умом, честью и совестью нашей эпохи.
А вот мнение «о фальши» блоггера куда менее известного, но говорящего примерно о том же:
Странно мне, что ни один из этих писателей ни на секунду не допустил в свою голову мысль о том, что кто-то может повязать ленточку искренне. Просто искренне. Как выражение СВОИХ чувств. И если эти чувства разделяет еще кто-то, тем лучше. А при чтении таких "хороших текстов" возникает чувство, которое можно выразить просто -- плюнули в душу.
Что до следующей цитаты, то она выступает как своеобразный мостик между историей с ленточками и тем самым блогосферным скандалом, который мы анонсировали в начале статьи:
Интересно, вандалы, которые это сделали, и толпа, которая их оправдывает, носили с гордостью ГЕОРГИЕВСКУЮ ленточку на 9 Мая?
О чем здесь речь? А вот о чем. Дело в том, что накануне 9 Мая один из активистов националистического движения выступил с предложением, в числе прочего , «возложить цветы к монументу борцам с большевизмом, установленному еще в 1994 году инициативной группой по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви Московского патриархата, при содействии группы германских ветеранов Второй мировой войны и русских белоэмигрантов».
На что, с учетом «регалий» тех, чьей памяти посвящен монумент, огромное количество комментариев примерно следующего характера:
А возложения цветов Гитлеру-освободителю в вашей программе нет?
А что ж так? Он ведь тоже "боролся с большевизмом".
Думаете, это и есть скандал?.. Ничего подобного. Настоящий скандал разгорелся через несколько часов, когда выяснилось, что двусмысленный памятник … разрушен. То есть сначала в Сети появилось несколько схожих сообщений «...у меня есть странное ощущение, что "мемориал" фашистских прихвостней на Соколе несколько испортился. 9 Мая на носу, всякое случается. Съезжу, проверю», а в дальнейшем предположения подтвердились – причем с иллюстративным подтверждением.
Разумеется, поклонники нацсоцидей произошедшим были до крайности возмущены и возжелали отмщения:
Надругались трусливо, как и подобает подобным существам. Они пышут в виртуале ненавистью к нацистам, потрясают на картинках оружием, но в реале способны лишь на трусливый подлый поступок. Ибо встреча с живыми нацистами в их планы не входит (если только в расстрельных подвалах новой ЧК).
Кстати, я предлагаю любому из участников этого действа встретиться.
Впрочем, с кем следует встречаться и требовать «ответа за базар», не вполне понятно. Попытки вычислить разрушителей путем анализа фотоснимков были, судя по всему, все же признаны бесперспективными. А 9 Мая фашисты и антифашисты (сформулируем так для простоты) встретились на том же Соколе лицом к лицу:
Жена только что вернулась с Сокола. По ее словам, пять членов СКМ и АКМ там проводили пикет с плакатами, осуждающими наличие за церковной оградой пресловутой памятной плиты.
Десятка четыре (!) граждан, в том числе в казачьей форме, почему-то явились в День Победы к уже разбитой стеле почтить память эсэсовцев. Выходя с церковного двора, некоторые из них выкрикивали: "Зиг хайл!". Один посоветовал моей русской жене убираться в Израиль. Видимо, сказалось то, что она брюнетка. Затем этот пассионарный гражданин набросился на товарища с плакатом и был задержан милицией.
От милиции, впрочем, умучены оказались не только ультраправые, но и ультралевые: «Во время акции были задержаны четыре члена СКМ, среди которых лидер московского отделения СКМ Сергей Довгаль и лидер АКМ Сергей Удальцов». Строго по анекдоту: «а потом пришел лесник – и всем дал ***». Как показывает отечественная практика последних лет, подавляющее большинство конфликтов политического характера имеют свойство заканчиваться именно так. По крайней мере пока.