Уже не взлетит

Москва, 14.05.2007
В банкротстве Саратовского авиационного завода винят его руководство, но перспективы предприятия как производителя самолетов и при эффективном менеджменте весьма туманны

Как уже сообщал «Эксперт Online», прокуратура Заводского района Саратова возбудила уголовное дело в отношении бывшего директора Саратовского авиационного завода (САЗ) Александра Ермишина. Он обвиняется в злоупотреблении служебными полномочиями и растрате в особо крупном размере. В ходе проверки, которую недавно провела прокуратура Заводского района Саратова вместе с областными прокурорами, было выявлено, что Ермишин, являясь генеральным директором САЗа, незаконно, вопреки интересам завода, растратил вверенное ему имущество. Так, в январе текущего года им был заключен договор купли-продажи недвижимости с коммерческим банком «Саратов», в соответствии с которым в пользу банка переданы земельный участок площадью 180 021 кв. метров, а также находящееся на нем недвижимое имущество в количестве 24 объектов, по цене чуть более 300 млн рублей. Стоимость проданного имущества существенно занижена, сообщает пресс-служба саратовской прокуратуры. В соответствии с отчетом независимого оценщика, рыночная стоимость только земельного участка составляет 430 млн рублей. В прокуратуре считают, что эти действия Ермишина причинили заводу ущерб в размере более 150 млн рублей.

Александр Ермишин был отстранен от должности генерального директора САЗа в марте текущего года решением Арбитражного суда Саратовской области. Тогда на заводе, по требованию его основного кредитора -- ООО «Газкомплектимпекс» («дочка» «Газпрома») – было введено внешнее управление (первая стадия процедуры банкротства).

«Газпром», структуре которой САЗ задолжал около 335 млн рублей (такая сумма была внесена компанией в качестве аванса за пять самолетов Як-42, которые должен был построить по ее заказу саратовский авиапроизводитель), настаивал на введении процедуры банкротства САЗа еще в январе, по истечении семи месяцев внешнего наблюдения. Но САЗу, заручившемуся тогда поддержкой областных властей, обещавших привлечь на предприятие стратегического инвестора, долго удавалось сохранять статус-кво. Процедура наблюдения там была продлена сначала до 6-го, а потом до 13 марта текущего года. Стремясь ускорить вопрос с банкротством, кредиторы упирали на то, что САЗ управляется неэффективно. Опасения вызывало и то, что без введения внешнего управления руководство завода могло начать распродавать его активы. По сути, сейчас кредиторы и стараются доказать именно это: прокуратура проверяла САЗ по обращению внешнего управляющего завода Феликса Шепскиса и нового генерального директора Олега Фомина.

Понятно, что в таком состоянии ни достроить заказанные самолеты, ни найти инвестора заводу не удалось. Сейчас, после введения внешнего управления на САЗе, Феликс Шепскис обещает реанимировать предприятие. По его словам, САЗ рассчитывает выполнить «газпромовский» заказ на самолеты, каждый из которых стоит около 18 млн долларов, и расплатиться по долгам, не распродавая имущество. А в перспективе – поучаствовать в проектах Объединенной авиастроительной корпорации либо на правах производителя Як-42, либо – производителя комплектующих для российских самолетов.

Эксперты, правда, сомневаются в том, что САЗ, который за последние три года не выпустил ни одного самолета, сможет вернуться к серийной сборке лайнеров. Председатель совета директоров казанской авиакомпании «Тулпар Эйр» (в парке которой 11 самолетов Як-42) Азат Хаким надеется, что САЗ будет хотя бы в состоянии поддержать летную годность «Яков», -- эти самолеты будут летать еще лет 20, говорит он.

А руководитель аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев обращает внимание на то, что самостоятельно восстановить производство Як-42 либо найти инвестора под этот проект САЗ не сможет. Пока в портфеле завода только заказ от «Газпрома», вряд ли завод сможет заключить новые крупные контракты, полагает эксперт. Кроме того, по его мнению, Як-42 не сможет конкурировать с самолетами подобного класса, но более новыми – в первую очередь флагманским проектом ОАК – SSJ, а также Ту-334, господдержки в организации производства которого добивается казанское КАПО им. Горбунова. На ремонте Як-42 САЗ сможет продержаться лет пять, причем обслуживание и ремонт «Яков» САЗу рациональнее было бы вывести в отдельное, не обремененное долгами предприятие – «выплыть» только на ремонте завод не сможет.

Будущее САЗа эксперты связывают с кооперацией с другими производителями, в первую очередь заводами, вошедшими в состав ОАК. «Цели ОАКа сейчас настолько глобальны, что потребуют гораздо больше и кадровых, и производственных ресурсов, чем те, какими располагают ее члены», -- обращает внимание Олег Пантелеев.

Впрочем, в Министерстве промышленности Саратовской области «Эксперту Online» сообщили, что не исключают и полного перепрофилирования предприятия. Там напомнили, что из-за отсутствия спроса на ближнемагистральные самолеты в последнее десятилетие руководством САЗа рассматривались различные проекты по загрузке производственных мощностей предприятия. Так, в 2000--2002 годах была достигнута договоренность с американской компанией KNH Global о реализации проекта создания на базе САЗа совместного предприятия по производству комбайнов XCL Flow 2366, который, к сожалению, так и не был осуществлен. В дальнейшем специалистами предприятия предлагался к реализации проект производства зерноуборочного комбайна среднего класса «Волгарь», разработанного ОАО «Научно-исследовательский институт сельскохозяйственного машиностроения» (ВИСХОМ), который также не был реализован из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета. Начиная с 2000 года САЗ и ОКБ «Радуга» (г. Дубна) проводят работу по освоению производства ветроэнергетических установок (ВЭУ). В настоящее время на предприятии освоено производство ВЭУ мощностью 1 кВт и в стадии освоения – производство ветроэнергетических установок мощностью 20 кВт.

«Что касается основной специализации предприятия, то его специалистами при поддержке правительства Саратовской области проект модернизации самолета Як-42Д был включен в ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002--2010 годы и на период до 2015 года". Но, в связи с недостаточным объемом финансирования, проект не имел должного эффекта», -- отмечается в сообщении регионального Минпрома.

Саратовский авиационный завод был создан в 1937 году на базе завода по производству сельскохозяйственных машин, работавшего в Саратове с 1929 года. Здесь производился самолет-разведчик Р-10, истребители И-28, Як-1 и Як-3, Ла-15,  гражданские самолеты Як-11, вертолет Ми-4, гражданские самолеты Як-42, Як-54 и Як-42 Д, а также запчасти к самолетам Як-40 и Як-42. Завод был акционирован в 1993 году, контролировался менеджментом предприятия. По состоянию на март 2007 года стоимость активов ЗАО САЗ составляла более 1 млрд рублей, а общая кредиторская задолженность – 963 млн рублей. По данным Министерства промышленности Саратовской области, в прошлом году на ремонте в САЗе находилось девять ЯК-42. Из них отремонтирован был только один, еще один самолет был сдан заказчику техобслуживания в апреле этого года.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    2. В США начинается процесс отрешения от власти Дональда Трампа
      Шансов на победу у сторонников импичмента почти нет.
    3. Дмитрий Медведев рассказал о решенных и нерешенных задачах за время своей работы
      Бывший российский премьер заявил, что он в целом доволен тем, как работал кабинет министров почти восемь лет, хотя и признает, что «были и нерешенные задачи»
    Реклама